Рихард Вагнер
04.12.2010 в 13:36.Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Отец его, полицейский чиновник, весной 1813 года находился по служебным делам в Берлине, где надолго задержался из-за военных действий. Вскоре он умер, так и не увидев сына, Рихард рос в артистическом мире — талантливый актер, писатель и живописец Людвиг Гейер стал его отчимом.
В 1821 году Гейер внезапно скончался, и семья его вернулась в Лейпциг. Здесь, пятнадцати лет от роду, Вагнер впервые услышал Бетховена; потрясающее впечатление на него произвела музыка к «Эгмонту». Рихард начинает пробовать свои силы в композиции. В течение недолгого времени — всего полгода — он берет уроки у Теодора Вейнлига, кантора церкви св. Фомы, где некогда служил И.С. Бах.
Занятия по гармонии и контрапункту, знакомство с сочинениями Моцарта явились плодотворными: необычайно бурно развилось композиторское дарование Вагнера. В 1828-1832 годы он написал несколько сонат и других пьес для фортепиано, ряд оркестровых увертюр, симфонию, музыку к «Фаусту» Гёте (семь пьес). Молодому автору, еще не достигшему двадцатилетнего возраста, удалось услышать в концертном исполнении некоторые из этих произведений, в том числе симфонию.
Столь же бурно формировались его общественно-политические и эстетические взгляды. Вагнер признавался, что был захвачен бурей освободительного движения, пронесшейся по Европе в начале 1830-х годов; особенно сильно его взволновали польские революционные события. Свое сочувствие повстанцам он выразил в увертюре «Польша» (1832, закончена в 1836 году), насыщенной мелодиями и ритмами польских песен и танцев. К этому времени у Вагнера уже созрело гневно-критическое отношение к мещанско-ограниченной общественной жизни Германии. Ему был близок бичующий сарказм Гейне, литературную манеру которого он усваивает и демонстрирует в своих критических статьях.
С 1833 года начинается период скитаний Вагнера, который продолжался почти десять лет. Сначала его брат — певец и режиссер — пригласил его в оперный театр Вюрцбурга. Три года Вагнер проработал в Магдебурге (1834-1837); после недолгого пребывания в Кенигсберге он поселился в Риге (1837-1839).
В это время он пишет свои первые оперы — «Фея» и «Запрет любви, или Послушница из Палермо». Обе работы довольно слабы. Другое дело третья опера — «Риенци» (1838-1840). В ней Вагнер обратился к историческому сюжету. Популярный в те годы роман Булвер-Литтона (издан в 1835 году) рассказывает о последнем народном трибуне, свергнувшем в XIV веке в Риме власть патриции. Вагнер-драматург и в этом произведении оказался выше Вагнера-композитора, хотя в опере есть сильные моменты.
В 1839 году вместе со своей женой, драматической актрисой Минной Планер, Вагнер тайком бежал из Риги в Париж, спасаясь от кредиторов. Вагнеру не удалось утвердиться в Париже. Не помогли ни энергия самого композитора, ни дружеская поддержка Мейербера, которого он позже возненавидел. Вся горечь унижений, испытанных в Париже, переплавилась у Вагнера в ненависть. А унижений было много. Живя буквально впроголодь, он отсидел четыре недели в долговой тюрьме, несмотря на то, что не гнушался любой работы: делал переложения для фортепиано отрывков из модных опер, переписывал ноты.
Нищий и голодный, Вагнер много, упорно работал и как композитор. Здесь, в Париже, он закончил «Риенци» и свое лучшее произведение раннего периода творчества — симфоническую увертюру «Фауст» (1840).
Парижские годы унижений провели резкую грань не только в мировоззрении композитора, но и в творчестве. Он отказался от своих прежних, недостаточно продуманных увлечений и окреп как национальный художник.
Всего год отделяет «Риенци» от «Голландца», но за этот год в сознании Вагнера произошел значительный перелом. «Риенци» сулил удачу, и, действительно, премьера оперы, состоявшаяся в 1842 году в Дрездене, прошла с большим успехом. Но одновременно это был соблазн: здесь композитор шел навстречу вкусам буржуазной аудитории. Теперь же Вагнер вступает на бескомпромиссный путь смелых творческих дерзаний. Он погружается в сферу романтически-легендарного, что для него равнозначно возвышенному, гуманистическому, «истинно человеческому».
Характерен сам выбор сюжета. В основе его лежат старинные легенды эпохи великих заокеанских путешествий XVI века.
В 1840 году был набросан текст драмы, а в 1841 году закончена музыка. «Я начал с хора матросов и хора за прялкой, — вспоминал Вагнер. — В семь недель была сочинена вся опера». Увертюра была написана позже, спустя два месяца. Премьера «Голландца» состоялась в Дрездене в 1843 году под управлением автора и принесла успех, но все же опера, не была оценена по достоинству.
В то время, когда шли репетиции «Летучего голландца», Вагнер уже сочинял «Тангейзера». Сюжет новой оперы он начал разрабатывать в 1842 году, в следующем году написал текст либретто, партитуру закончил весной 1845 года, осенью в Дрездене под его управлением состоялась премьера.
Еще в юношеские годы Вагнер увлекался красивой антиклерикальной легендой о грешнике, в руках которого, вопреки проклятью римского папы, в знак божьего прощения зацвел посох. Звали этого грешника Тангейзер. Сказания о нем возникли в середине XIII века. Людвиг Тик воскресил их в поэтичной новелле, хорошо знакомой Вагнеру.
Музыка оперы отличается ярким чувственным колоритом. В ней много театрально-выигрышных контрастов. Стремясь выпуклее, правдивее показать историческую обстановку, Вагнер много внимания уделяет зрелищным эффектам. «Тангейзер» сыграл значительную роль в закреплении музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера. Новым творческим достижением этого периода явился «Лоэнгрин».
Замысел этой оперы возник еще и 1841 году, но текст либретто был написан лишь по окончании «Тангейзера», в 1845 году. Работа над партитурой велась в 1840-1848 годах; запланированная в Дрездене в том же году постановка была отложена из-за революционных событий (премьера состоялась в 1850 году в Веймаре под управлением Листа).
Как и в «Тангейзере», Вагнер объединил в «Лоэнгрине» сюжеты и образы разных народных легенд, подчеркнув в них то, что ему представлялось близким современности. Очень поэтична музыка оперы. И по тексту «Лоэнгрин» — самое чистое, возвышенное и поэтичное, что вышло из-под пера Вагнера-либреттиста.
Дрезденский период в жизни Вагнера — годы напряженнейшего труда в самых разнообразных областях. Не успевали высохнуть чернила на уже законченной партитуре, как он принимался за следующую, одновременно обдумывая планы других сочинений.
Творческие планы Вагнера оказались нарушенными революцией в Германии. В мае 1849 года композитор был на баррикадах. Вагнер всей душой приветствовал революцию: «Я мог стоять на стороне только страдающих, — писал он впоследствии, — я сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они оборонялись от всякого гнета», «...я дошел до признания необходимости надвигавшейся революции 1848 года».
В дни восстания Вагнер проявлял безудержную отвагу. Он скрылся из города, когда правительственные войска заняли Дрезден.
Десять лет, с 1849 по 1858 год, Вагнер почти безвыездно провел в Швейцарии. Это был трудный и сложный период в его жизни. Он был растерян. И действительно, в каком направлении искать применения своих сил? Откуда взять импульсы для творчества? А ведь только ради этого он существует на свете! Будущее представляется ему туманным и зловещим.
Катастрофичным было и его материальное положение. Заработков не было. Издатели отвернулись от него. Надежд на исполнение опер также не было. Правда, щедрый друг Лист добился в 1850 году постановки «Лоэнгрина» в Веймаре, но это принесло скорее моральное, чем материальное удовлетворение. Таков же был итог симфонических концертов, которыми дирижировал Вагнер в Цюрихе в 1853 году или в следующем году в Лондоне.
Несмотря на все эти испытания, Вагнер был лишь временно надломлен, но не сломлен. Он поставил перед собой высокие цели; жизненные невзгоды не могли его отвлечь от их осуществления. Он увлеченно работает над своей будущей знаменитой тетралогией.
Полный текст «Кольца нибелунга» был закончен в конце 1852 года. Вагнер тогда же начал сочинять первую часть тетралогии — «Золото Рейна», партитуру ее он завершил в 1854 году. Без передышки, не имея никаких перспектив увидеть на сцене задуманный цикл, он приступил ко второй части — «Валькирия», над которой работал в 1854-1856 годах. С той же интенсивностью Вагнер приступил к созданию третьей части — «Зигфрид», но в следующем, 1857 году бросил наполовину написанную партитуру оперы и в течение последующих лет не возвращался к ней. Вагнер писал Листу: «Моего Зигфрида я отправил в красивое уединение леса. Там, под липой, я слезно простился с ним. Но в одиночестве ему будет лучше, чем где-либо...» Вагнера надолго отвлекли иные творческие замыслы.
Тому было немало причин. Но главная заключалась в том, что Вагнер перестал верить в возможность революционного переустройства общества.
Была и еще одна причина перерыва в работе над тетралогией. Вагнер влюбляется в жену своего покровителя Матильду Везендонк. И Матильда полюбила Вагнера, но не бросила мужа, не изменила ему. Неудовлетворенная страсть нашла свое выражение в музыке — опере «Тристан и Изольда».
Рассказ о трагической любви Изольды, жены корнуолльского короля, к его вассалу Тристану восходит к древним кельтским сказаниям. Музыка оперы — этой гигантской вокально-симфонической поэмы о губительной силе всепоглощающей страсти — отмечена единством драматического выражения, огромным напряжением чувств; непрестанное возбуждение пронизывает все произведение.
Покинув гостеприимный кров виллы Везендонков, он сам уподобился Летучему голландцу, скитаясь по городам и странам Европы с душой, охваченной смутным беспокойством. Человек несгибаемой воли, стойкий и упорный в жизненной борьбе, он теперь чаще, чем когда-либо, предается отчаянию; его преследует мысль о самоубийстве.
10 июня 1860 года Вагнер писал Серову, с которым близко сошелся за год до того: «Я приучил себя к невероятной выдержке и терпению. Четыре новые оперы написаны мною. Бог знает, услышу ли я их когда-нибудь в театре...» Политический изгнанник ценою больших унижений добивается амнистии. Вагнеру разрешен въезд в Германию. Вагнеру душно на родине. Поэтому он с радостью принял приглашение посетить Россию в 1863 году.
Вагнер дал шесть концертов в Петербурге и три в Москве. Они оставили неизгладимый след в памяти российских музыкантов. Композитор вскоре снова возвращается в Германию, где его ждут крупные неприятности. Вагнеру грозит нищета, конфисковано его имущество. Спасаясь от кредиторов, он бежит в Швейцарию.
Надо прочувствовать всю горечь испытаний, которую пришлось изведать гениальному художнику в эти годы, чтобы понять и оценить большой творческий подвиг, свершенный им. В самое безрадостное время он писал и приблизился к завершению своего наиболее жизнерадостного творения. Это была опера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
Еще в 1845 году Вагнер задумал создать музыкальную комедию. Друзья ему это посоветовали, чтобы облегчить доступ его произведениям в театр и тем самым улучшить финансовое положение.
«Мейстерзингеры» — наиболее оптимистическая опера Вагнера. Она создавалась в самый тяжелый период жизни композитора, стоявшего на грани духовной катастрофы, закончена же была тогда, когда он находился в преддверии полного, триумфального осуществления своих гигантских замыслов. Наступил важнейший переломный момент в его биографии.
В мае 1864 года жизнь Вагнера круто изменилась; восемнадцатилетний баварский король Людвиг II, вступивший на престол, пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии, оказав щедрую материальную поддержку. Экзальтированный мечтатель, человек с крайне неуравновешенной психикой (после смерти Вагнера Людвиг покончил с собой), он делал все, что было в его силах, чтобы гениальный художник, перед которым он преклонялся, не знал жизненных забот. Но Людвиг не был в состоянии уберечь его от зависти и мести придворных, возмущенных тем, что король так приблизил к себе музыканта.
Вокруг Вагнера плелась интрига, его имя смешивалось с грязью, бульварные газеты подхватывали и раздували любую клевету о нем. В декабре 1865 года Вагнер был вынужден покинуть Мюнхен. Он оказался благодарной мишенью для нападок: из столицы Баварии Вагнер бежал вместе с Козимой Бюлов, женой своего друга и почитателя, всего лишь незадолго до того осуществившего в Мюнхене долгожданную постановку «Тристана и Изольды».
Счастливые влюбленные (Вагнеру в то время было 53 года, ей — 29), покинув Баварию, обосновались в Швейцарии — в Трибшене.
В Трибшене Вагнер прожил 6 лет — с 1866 по 1872 год. Это время было продуктивным. Сразу же по завершении «Мейстерзингеров» Вагнер возвратился к главному труду своей жизни — к «Кольцу нибелунга», прерванному в 1857 году. В 1868-1871 годах закончил третью часть тетралогии — оперу «Зигфрид»; параллельно, в 1869-1874 годах, создал последнюю часть — оперу «Гибель богов».
Карлики-нибелунги выковали волшебное кольцо из золота, которое приносит его обладателю власть над миром. Но в обмен на власть обладатель кольца должен навсегда отказаться от любви, преданности, верности, человечности, ожесточив навсегда свое сердце. Между нибелунгами, богами и людьми завязывается борьба за владение золотом, за власть над миром. Вместе с героями и богами погибает юный Зигфрид, призванный освободить мир от проклятия кольца нибелунгов. Так велико чудо искусства Вагнера, что в сказочных образах видятся черты современных ему людей. Пересказав по-своему старинные предания, композитор развернул огромную картину жизни своего времени, запечатлел духовное содержание своей эпохи в прекрасной, вдохновенной музыке.
Наступает последний период в жизни композитора, длившийся немногим более десяти лет. Окруженный ореолом славы и поклонения, весной 1882 года признанный мастер возвращается в Мюнхен. Отныне все его помыслы связаны с созданием собственного музыкального театра.
В Байрейте, на севере Баварии, в 1872 году состоялась закладка здания нового театра. По этому поводу в торжественной обстановке Вагнер дирижировал Девятой симфонией Бетховена — это было его последнее публичное выступление в качестве дирижера. Спустя два года он с семьей переселился в Байрейт, назвав виллу, построенную по его плану, «Успокоенной мечтой».
Постройка театра не раз грозила Вагнеру, несмотря на солидные пожертвования его именитых почитателей, финансовым крахом. Но, преодолевая все препятствия, он уверенно шел к цели. В 1876 году театр был открыт. Все в нем казалось необычным: и зрительный зал на 2000 мест, ряды которого подымались подобно древнегреческому амфитеатру, и отсутствие обычных ярусов и лож.
Еще в 1857 году, работая над «Тристаном», Вагнер хотел противопоставить этой опере другое произведение, которое воспело бы самоотречение и сострадание как источник не смерти, а жизни — просветленной и мудрой. Главным героем произведения должен был быть Амфортас, недостойный руководитель рыцарей Грааля. Постепенно складывался сюжет этой оперы. Мысли о ней Вагнер не оставлял на протяжении долгих лет. В 1862 году — за двадцать лет до окончания «Парсифаля» — он пророчески писал Бюлову, что это будет его последнее сочинение.
В 1877 году Вагнер создал либретто оперы. Композитор посвятил работе над «Парсифалем» последние пять лет жизни. Спустя полгода после премьеры, во время отдыха в Венеции, 13 февраля 1883 года он внезапно скончался, не дожив до своего семидесятилетия.
Д. Самин
Произведения
- 5 песен на стихи Матильды Везендонк (Вагнер) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 22:13)
- Валькирия (Вагнер) (12.01.2011 в 10:38)
- Вступление и Смерть Изольды (Вагнер) (belcanto.ru) (23.04.2011 в 23:00)
- Гибель богов (Вагнер) (12.01.2011 в 19:57)
- Гибель богов (два симфонических эпизода из оперы) (Вагнер) (belcanto.ru) (19.07.2011 в 09:55)
- Запрет любви (Вагнер) (belcanto.ru) (29.05.2011 в 16:18)
- Зигфрид (Вагнер) (12.01.2011 в 14:19)
- Зигфрид-идиллия (Вагнер) (belcanto.ru) (18.07.2011 в 22:36)
- Золото Рейна (Вагнер) (12.01.2011 в 13:21)
- Кольцо нибелунга (Вагнер) (12.01.2011 в 14:17)
- Летучий голландец (Вагнер) (12.01.2011 в 23:57)
- Лоэнгрин (Вагнер) (12.01.2011 в 15:49)
- Нюрнбергские мейстерзингеры (Вагнер) (12.01.2011 в 09:07)
- Парсифаль (Вагнер) (12.01.2011 в 11:34)
- Полёт валькирий (Вагнер) (belcanto.ru) (23.04.2011 в 23:13)
- Риенци (Вагнер) (belcanto.ru) (12.01.2011 в 13:31)
- Симфоническое творчество (Вагнер) (belcanto.ru) (22.08.2024 в 22:05)
- Тангейзер (Вагнер) (12.01.2011 в 19:15)
- Тристан и Изольда (Вагнер) (12.01.2011 в 20:36)
- Фауст (Вагнер) (belcanto.ru) (22.08.2024 в 20:41)
- Феи (Вагнер) (belcanto.ru) (01.06.2011 в 22:42)
- Шелест леса из оперы «Зигфрид» (Вагнер) (belcanto.ru) (18.07.2011 в 22:19)
Публикации
- Русский «Парсифаль» в Венской государственной опере (belcanto.ru) (28.05.2024 в 15:39)
- На трех оперных смотринах в Москве (belcanto.ru) (30.10.2023 в 17:17)
- Русский анти-Вагнер: «Лоэнгрин» в Парижской опере (belcanto.ru) (27.09.2023 в 13:41)
- «Тангейзер» на Байройтском фестивале 2023 (belcanto.ru) (29.08.2023 в 23:47)
- «Тристан и Изольда» на Байройтском фестивале 2023 (belcanto.ru) (29.08.2023 в 17:49)
- О спектакле Джэя Шейба по опере «Парсифаль» в Байройте (belcanto.ru) (17.08.2023 в 01:21)
- «Тристан и Изольда» Вагнера в Парижской Опере (belcanto.ru) (24.01.2023 в 14:27)
- Откровение от Ганса Сакса (belcanto.ru) (30.12.2022 в 23:41)
- Сумерки конца: «Гибель богов» в постановке Дмитрия Чернякова (belcanto.ru) (17.10.2022 в 10:23)
- Старики-разбойники: «Зигфрид» в постановке Дмитрия Чернякова (belcanto.ru) (11.10.2022 в 22:20)
- Почему трудно быть богом: «Валькирия» в постановке Дмитрия Чернякова (belcanto.ru) (09.10.2022 в 21:41)
- Игры разума: «Кольцо нибелунга» в постановке Дмитрия Чернякова (belcanto.ru) (07.10.2022 в 23:11)
- Большой театр России призвал под свои знамена «Лоэнгрина» (belcanto.ru) (02.04.2022 в 17:11)
- О том, как в Венской опере исполнили один немецкий шедевр одного великого итальянца (belcanto.ru) (23.10.2021 в 12:38)
- В Мюнхене эталонно прозвучала великая опера Вагнера (belcanto.ru) (14.10.2021 в 11:42)
- Образ Кундри в «Парсифале» Вагнера (belcanto.ru) (26.09.2021 в 18:10)
- О концерте Молодежного оркестра Густава Малера на Зальцбургском фестивале 2021 (belcanto.ru) (29.08.2021 в 10:22)
- «Летучий голландец» Дмитрия Чернякова и Оксаны Лынив на Байройтском фестивале (belcanto.ru) (20.08.2021 в 10:53)
- О новой постановке «Тристана и Изольды» на Мюнхенском оперном фестивале (belcanto.ru) (28.07.2021 в 17:55)
- В Мариинском театре покажут нового «Тангейзера» (belcanto.ru) (10.06.2021 в 11:47)
- К 20-летию новой старой редакции «Лебединого озера» Юрия Григоровича (belcanto.ru) (05.04.2021 в 12:58)
- Liebestod на берегах Невы: «Тристан и Изольда» в Мариинском (belcanto.ru) (12.11.2020 в 14:25)
- «Лоэнгрин» без романтики (belcanto.ru) (03.02.2020 в 13:23)
- Байройтский фестиваль о состоянии современного мира (operanews.ru) (10.09.2019 в 21:53)
- «Тристан и Изольда» на Байройтском фестивале 2019 (belcanto.ru) (12.08.2019 в 21:48)
- «Нюрнбергские мейстерзингеры» на Байройтском фестивале 2019 (belcanto.ru) (10.08.2019 в 13:16)
- О том, чего нет в Библии: Байройтский «Парсифаль» 2019 (belcanto.ru) (08.08.2019 в 20:08)
- Стрекоза и Лоэнгрин: Байройтский фестиваль 2019 (belcanto.ru) (04.08.2019 в 17:00)
- О новой постановке «Тангейзера» на Байройтском фестивале 2019 (belcanto.ru) (01.08.2019 в 21:56)
- Мариинский театр и маэстро Гергиев зарядили Вагнером… (belcanto.ru) (12.04.2019 в 00:11)
- Об одном венском представлении вагнеровского «Лоэнгрина» (belcanto.ru) (09.11.2018 в 13:46)
- Софийский театр оперы и балета в Москве: часть вторая (belcanto.ru) (21.06.2018 в 14:42)
- Новый венский «Парсифаль»: о спектакле Бычкова — Херманиса в Венской опере (belcanto.ru) (05.04.2018 в 19:53)
- Современные герои вагнеровского «Кольца» на сцене Баварской Штаатсопер (belcanto.ru) (10.03.2018 в 15:31)
- «Золото Рейна» с берегов Невы засияло в Москве (belcanto.ru) (04.10.2017 в 17:25)
- «Парсифаль» как световое шоу: премьера в Гамбургской опере (belcanto.ru) (18.09.2017 в 18:41)
- На прямой трансляции «Тристана и Изольды» Вагнера из Метрополитен-оперы (belcanto.ru) (25.10.2016 в 21:56)
- Звёзды оперы: Владимир Байков (belcanto.ru) (02.02.2016 в 20:13)
- Премьера «Тангейзера» в Опере Фландрии (belcanto.ru) (24.09.2015 в 14:44)
- Кризис среднего возраста в отдельно взятом Вагнере (belcanto.ru) (17.09.2015 в 16:02)
- Обзор концертов XV Международного фестиваля «Площадь искусств» (belcanto.ru) (23.01.2015 в 21:43)
- «Лоэнгрин» Вагнера в Немецкой Опере (operanews.ru) (29.12.2014 в 22:26)
- Об одном представлении «Тангейзера» в МАМТ (belcanto.ru) (02.12.2014 в 19:05)
- «Кольцо нибелунга» в Эрле (belcanto.ru) (27.08.2014 в 15:26)
- Репортаж с Байрёйтского фестиваля — 2014 (belcanto.ru) (26.08.2014 в 14:16)
- «Летучий голландец» и опера-призрак (operanews.ru) (11.08.2014 в 20:28)
- Неделя в Минске: испытание и воспитание оперой (belcanto.ru) (27.12.2013 в 21:11)
- Новое байройтское «Кольцо нибелунга» (окончание) (operanews.ru) (14.10.2013 в 12:49)
- Пафос и невроз, или Иногда цветущий посох — это просто посох (operanews.ru) (06.10.2013 в 20:46)
- Премьера «Тангейзера» в Театре Станиславского (belcanto.ru) (30.09.2013 в 08:01)
- «Летучий голландец» оказался ожидаемой удачей (operanews.ru) (29.09.2013 в 18:51)
- «Кольцо нибелунга» на Люцернском фестивале-2013 (operanews.ru) (29.09.2013 в 18:49)
- Премьера «Тангейзера» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (operanews.ru) (29.09.2013 в 18:48)
- Пол Карран: «Опера — это не музей» (belcanto.ru) (29.09.2013 в 18:46)
- Вокальные ложки дёгтя (belcanto.ru) (21.09.2013 в 14:40)
- Новое байройтское «Кольцо нибелунга» (operanews.ru) (30.08.2013 в 15:56)
- Премьера «Майстерзингеров» и концертное исполнение «Риенци» (operanews.ru) (30.08.2013 в 15:56)
- В Байройте показали ранние работы Вагнера (operanews.ru) (18.08.2013 в 22:09)
- Вагнеровские празднества в Байройте (operanews.ru) (04.08.2013 в 23:22)
- «Кольцо нибелунга» в Софийской Опере (belcanto.ru) (21.07.2013 в 17:55)
- «Кольцо нибелунга» в Софии (operanews.ru) (21.07.2013 в 15:34)
- Лучшие концерты Дрезденского фестиваля (belcanto.ru) (13.07.2013 в 21:08)
- Вена отдала дань «неисполнимому» шедевру (operanews.ru) (07.07.2013 в 15:16)
- В Киеве отметили юбилей Вагнера (belcanto.ru) (10.06.2013 в 20:37)
- «Риенци» на Собиновском фестивале (operanews.ru) (02.06.2013 в 22:03)
- Премьера «Тристана и Изольды» в Новой опере (belcanto.ru) (28.05.2013 в 11:50)
- На Дрезденском музыкальном фестивале (belcanto.ru) (27.05.2013 в 17:12)
- Вагнер (Wagner) Рихард (1813—1883) (operanews.ru) (26.05.2013 в 16:11)
- В Байройте отметили 200-летие Рихарда Великого (operanews.ru) (26.05.2013 в 16:10)
- «Тристан и Изольда» как «новая опера»: опыт рецензии в двух актах (operanews.ru) (26.05.2013 в 16:09)
- В Люцерне завершился Пасхальный фестиваль (belcanto.ru) (24.04.2013 в 18:18)
- Интервью с Александром Скульским (belcanto.ru) (09.04.2013 в 21:37)
- «Парсифаль» на Зальцбургском Пасхальном фестивале (operanews.ru) (07.04.2013 в 23:18)
- Владимир Ванеев: «Русский Вагнер теплее немецкого» (belcanto.ru) (30.03.2013 в 11:29)
- В Геликон-опере славят «колдуна из Байройта» (operanews.ru) (10.03.2013 в 18:19)
- «Парсифаль»: трансляция из Meтрополитен-оперы (belcanto.ru) (10.03.2013 в 13:58)
- «Золото Рейна» в Париже (operanews.ru) (10.02.2013 в 19:15)
- Вагнер для народа (belcanto.ru) (04.01.2013 в 22:04)
- Об опере, о Вагнере, о его музыке: взгляд из Турции (operanews.ru) (14.10.2012 в 16:36)
- Байройтский фестиваль 2012. Послесловие (belcanto.ru) (11.10.2012 в 14:34)
- О скандале в «благородном» байрёйтском семействе и не только… (operanews.ru) (29.07.2012 в 14:52)
- На «Лоэнгрине» в «Новой опере» (operanews.ru) (06.05.2012 в 13:06)
- Два вечера в Венской Штаатсопер (belcanto.ru) (07.07.2011 в 11:04)
- Фестиваль «Вагнер в Будапеште» (operanews.ru) (26.06.2011 в 11:22)
- «Тангейзер» Конвичного не сходит с дрезденской афиши 15 лет (belcanto.ru) (09.06.2011 в 12:55)
- «Запрет на любовь» в Геликоне (belcanto.ru) (23.03.2011 в 15:32)
- Адвокаты Вагнера, вперёд! (belcanto.ru) (25.11.2010 в 23:54)
- «Девой озера» и «Валькирией» закрыли сезон в Парижской Опере (belcanto.ru) (29.07.2010 в 20:48)
- Байройтский фестиваль — это место паломничества (belcanto.ru) (27.07.2009 в 10:14)
- «Мейстерзингеры» и «Парсифаль»: два взгляда на вагнеровский миф (belcanto.ru) (27.08.2008 в 20:27)
- Мариинское «Кольцо» на сцене Метрополитен (belcanto.ru) (23.08.2007 в 12:39)
- Вагнеровский фестиваль в Эрле (belcanto.ru) (23.08.2007 в 10:54)
- Мариинский театр показывает Вагнера в Англии (belcanto.ru) (02.12.2006 в 13:31)
- В Байройте открылся традиционный музыкальный фестиваль (belcanto.ru) (26.07.2006 в 13:56)
- Характеристика творчества Рихарда Вагнера (belcanto.ru) (21.06.2003 в 21:48)
- Жизненный и творческий путь Рихарда Вагнера (belcanto.ru) (20.06.2003 в 23:58)
- «Кольцо» закруглилось (belcanto.ru) (20.06.2003 в 18:36)
- «Золото Рейна» и «Валькирия». Еще одна версия (belcanto.ru) (19.06.2003 в 23:32)
- Рихард Вагнер и король Баварии Людвиг II (belcanto.ru) (25.12.2002 в 14:25)
- Крутизна подъема. Светланов и РНО (belcanto.ru) (07.03.2002 в 14:27)
Книги
- Визит Рихарда Вагнера к Россини (Мишотт Эдмонд) (03.03.2011 в 12:40)
- Рихард Вагнер. Моя жизнь (Вагнер Рихард) (24.08.2016 в 12:09)
- Рихард Вагнер. Опыт характеристики (Галь Ганс) (03.03.2011 в 11:07)
Главы из книг
- Беседа третья. Оперные жанры XIX века
- Вагнер
- Опера в Германии и Австрии
- Вагнера нельзя отдавать фашистам
- Рихард Вагнер
- «Тангейзер». Молодой Вагнер
- Вагнер и после Вагнера
Словарные статьи
- Немецкая музыка (belcanto.ru) (12.01.2011 в 15:11)
- Немецкая музыкальная культура во 2-й половине 19 века (belcanto.ru) (18.08.2016 в 18:30)