Опера Вагнера «Парсифаль»

Parsifal

12.01.2011 в 11:34.
Опера Рихарда Вагнера «Парсифаль»

Драматическая мистерия в трёх действиях Рихарда Вагнера; либретто автора.
Первое представление: Байрёйт, «Фестшпильхаус», 26 июля 1882 года.

Действующие лица: Амфортас (баритон), Титурель (бас), Гурнеманц (бас), Парсифаль (тенор), Клингзор (бас), Кундри (сопрано), рыцари и оруженосцы Грааля, волшебницы Клингзора.

Место действия — Монсальват, гора, на которой в замке хранится Грааль (святая чаша с кровью Христа), на севере «готической» Испании. Действие происходит также в волшебном замке Клингзора, на южном склоне той же горы, в «арабской» Испании. Одежда рыцарей и оруженосцев Грааля подобна одежде тамплиеров: белые туника и плащ, но вместо красного креста — на щите и плаще изображена летящая голубица.

Действие первое

Мрачная, величественная чаща. Рассвет. Рыцарь Гурнеманц и два юных оруженосца спят под деревом. Со скалы Грааля доносятся торжественные звуки труб — утренняя побудка. Гурнеманц просыпается и расталкивает юношей, все погружаются в молитву. Появляется кортеж, сопровождающий короля Грааля Амфортаса на его ежедневное омовение в озере, где он тщетно ищет исцеления от неизлечимой раны. Между тем на сцену стремительно влетает верхом на лошади женщина с развевающимися волосами и огненным взором: это Кундри. Она передаёт Гурнеманцу бальзам для Амфортаса, а затем бросается на землю без сил. Рыцари и оруженосцы сопровождают носилки с больным королём. Он жалуется на пагубную власть Клингзора и уповает лишь на скорый приход «святого простеца». Поблагодарив Кундри за бальзам, король продолжает свой печальный путь («Recht so! Habt dank!»; «Вот так! Благодарю!»). Гурнеманц с грустью рассказывает о невзгодах несчастного Амфортаса. Вооружённый священным копьём, пронзившим некогда Христа, Амфортас однажды отправился покарать коварного и злобного волшебника Клингзора. Колдун послал Кундри соблазнить его и сумел овладеть священным копьём, которым нанёс Амфортасу неисцелимую рану.

Рассказ Гурнеманца прерывает появление рыцарей, ведущих юношу, который подстрелил из лука одного из священных лебедей Монсальвата. Гурнеманц отечески упрекает его («Unerhortes Werk!»; «Тяжкий, страшный грех!»). Удручённый юноша ломает свой лук. Он ничего не может сказать о себе, не знает даже своего имени, которое называет Кундри — Парсифаль. Его мать, говорит она, не давала ему в руки оружия; теперь она умерла. Это известие повергает юношу в горе. Кундри по воле Клингзора погружается в волшебный сон.

Лес медленно исчезает; слышится перезвон колоколов. Гурнеманц и Парсифаль входят в огромный зал замка. Торжественно движется процессия рыцарей, вносится чаша под покрывалом (хоры «Zum letzten Liebesmale», «К последнему причастию»; «Den sundigen Welten», «Мир грешный спасая»). Слышен голос отца Амфортаса, старого Титуреля, установившего священный обряд: он спрашивает у сына, готов ли тот снять покрывало с чаши. Вид священного сосуда всякий раз доставляет Амфортасу жестокие страдания: его терзает рана, а ещё больше — сознание греха («Nein! Labt ihn unenthullt!»; «Нет! Нет, не в силах я!»). Темнеет; луч света освещает Грааль, горящий пурпуром. Амфортас поднимает чашу и благославляет причастие, рыцари причащаются, прославляя таинство. Затем Амфортас, обессиленный от жестоких мук, вынужден удалиться. Парсифаль как будто не понимает смысла церемонии, и Гурнеманц изгоняет его из храма.

Действие второе

Волшебный замок Клингзора. Маг сидит перед зеркалом. Заклинаниями он пробуждает Кундри: она должна соблазнить Парсифаля, который, преодолевая все препятствия, приближается к замку. Кундри пытается сопротивляться, но тщетно (дуэт «Die Zeit ist da»; «Теперь пора»). Перед Парсифалем возникает волшебный сад с прекрасными девами цветами, которые пытаются очаровать рыцаря. Самая прекрасная — Кундри — спешит удалить их, и ей удаётся привлечь внимание Парсифаля: она напоминает ему о прошлом, о матери. Но когда Кундри целует его, тот чувствует, как рана Амфортаса причиняет ему жгучую боль. Он отталкивает Кундри (дуэт «Dies Alles, hab’ ich nun getraumt?»; «Всё это видел я во сне!»). Отвергнутая, Кундри зовёт волшебника, который бросает в Парсифаля волшебное копьё, но оно застывает в воздухе над его головой: юноша прочерчивает им знак креста, и сад превращается в пустыню, а Кундри лишается чувств.

Действие третье

Весенний день. В окрестностях замка Грааля Гурнеманц, в одежде отшельника, находит Кундри, охваченную смятением. Между тем появляется рыцарь в тёмных латах: Гурнеманц напоминает ему, что сегодня Страстная Пятница, день, когда рыцарям Мосальвата не дозволено носить оружия. Неизвестный рыцарь оказывается Парсифалем, он рассказывает, как добыл священное копьё Амфортаса. Гурнеманц в свою очередь сообщает о смерти Титуреля и о том, что Амфортас угасает (дуэт «Erkennst du ihn?»; «Узнаешь его?»). Кундри бросается на колени перед Парсифалем, льёт ему на ноги миро и отирает их своими волосами; Гурнеманц посвящает его в короли Грааля. Кундри принимает крещение, Парсифаль призывает её полюбоваться на красоту пробуждающейся природы («Wie dunkt mich doch die Aue heut’ so schon!»; «Как поле нынче ласково цветёт!»).

Вместе с Кундри и Гурнеманцем он отправляется в замок. Парсифаль исцеляет священным копьём рану Амфортаса и снимает покрывало с Грааля: чаша сияет в его руках. Белая голубица слетает из-под купола храма и реет над головой Парсифаля. Кундри, не сводящая с него глаз, падает мёртвой.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


ПАРСИФАЛЬ (Parsifal) — торжественная сценическая мистерия Р. Вагнера в 3 д. (6 к.), либретто композитора. Премьера: Байройт, 26 июля 1882 г., под управлением Г. Леви.

«Парсифалем» завершился творческий путь композитора. Придавая этой опере особое значение, Вагнер закрепил право на нее за Театром торжественных представлений в Байройте до 31 декабря 1913 г. В связи с этим ее музыка звучала в других городах лишь в концертном исполнении. На Западе первая премьера вне Байройта состоялась 1 января 1914 г. в Барселоне и Берлине, а затем в том же году опера была поставлена в десятках театров мира. В России условие Вагнера было слегка нарушено: первое исполнение на русской сцене прошло 21 декабря 1913 г. в Петербурге, на сцене Народного дома, под управлением графа А. Шереметева; последующими спектаклями дирижировал А. Хессин. Значительной стала постановка Театра музыкальной драмы в Петербурге в 1914 г. (премьера — 24 февраля). Затем «Парсифаль» надолго исчез с отечественной сцены — знаменательное возобновление состоялось лишь 11 мая 1999 г. в Мариинском театре под управлением В. Гергиева.

Тему и образы своей мистерии Вагнер почерпнул в эпической поэме «Парциваль» Вольфрама фон Эшенбаха, в цикле различных легенд о рыцарях короля Артура и др. Некоторые мотивы и образы напоминают о предшествующих произведениях композитора, хотя и предстают в новом обличье. Излюбленный Вагнером контраст демонического и светлого, чувственного и духовного, намеченный в "Тангейзере" и "Лоэнгрине", продолженный и углубленный в "Кольце нибелунга", в «Парсифале» показан как борьба двух начал в одном человеке. Кундри — одновременно и дьяволица и святая, служанка злого чародея Клингзора и последовательница Парсифаля. Некоторые черты Парсифаля, чистого отрока, напоминают юного Зигфрида. Роднит последнее произведение Вагнера с предыдущими и мотив искупления, приобретающий здесь религиозный характер.

К теме «Парсифаля» Вагнер обратился в 1857 г. и тогда же сделал набросок плана, придерживаясь текста Эшенбаха. С течением времени его отношение к теме менялось и он все дальше отходил от первоисточника, все более модернизировал образы. Текст оперы написан в 1877 г., музыка — в 1877-1882-м. В окончательной версии Вагнер полностью отошел от Эшенбаха. Мистерия представляет свободную контаминацию средневековых легенд о святынях, которые положили начало общине рыцарей в Монсальваче (у Вагнера — Монсальват): копье, пробившем распятого Христа, и чаше, куда была собрана его кровь (чаша святого Грааля). Как в "Тристане и Изольде", предыстория событий дается в рассказе одного из персонажей.

Эта предыстория гласит: для воодушевления христиан, боровшихся с неверными, ангелы передали королю Титурелю священную чашу и копье, которые были перенесены в неприступный замок. Волшебник Клингзор, мечтавший о вступлении в общину святого Грааля, был отвергнут ее рыцарями и воспылал к ним ненавистью. В его садах, расположенных около замка, появилось множество дев, соблазнявших рыцарей. Унаследовавший престол Титуреля Амфортас решил уничтожить власть зла. Со священным копьем направился он в сады Клингзора, но здесь, потрясенный красотой одной из дев, Кундри, выронил святыню. Волшебник, схватив копье, нанес удар Амфортасу, и с тех пор мучительная боль не оставляет несчастного. Копье осталось у Клингзора. Предание гласит, что только чистый душой юноша может вернуть святыню и исцелить Амфортаса. Кундри, ставшая виновницей поражения Амфортаса,— странное существо. Когда она повинуется воле Клингзора, все ее помыслы греховны. Свергнув его власть, она очищается. Но власть чародея сильна, и Кундри нелегко ее преодолеть.

В то время как Кундри, победившая воздействие чар Клингзора, приносит бальзам для раны Амфортаса, падает убитый стрелой лебедь, хотя охота в священном лесу запрещена. Стрелок — юный Парсифаль. Рыцарь Гурнеманц, охраняющий ворота, вводит Парсифаля в зал на священный обряд: с чаши святого Грааля снимают покров, рана Амфортаса кровоточит. Но Парсифаль не постигает смысла обряда, и Гурнеманц изгоняет его.

Клингзор страшится встречи с Парсифалем. Он велит Кундри соблазнить юношу. Однако тщетно пытается Кундри толкнуть Парсифаля на путь греха. Она призывает на помощь Клингзора. Чародей бросает в юношу священное копье, но оно повисает над его головой. Юноша хватает копье, чертит им в воздухе знак креста — замок и сад Клингзора исчезают. Освобожденная от власти чародея Кундри хочет искупить свой грех. Страдания Амфортаса достигли предела. Парсифаль прикосновением священного копья исцеляет его рану. Совершается новое чудо: мертвый Титурель благословляет юношу. Голубь парит над головой Парсифаля, Амфортас и Гурнеманц признают в нем короля Грааля. Очищенная от греха, Кундри умирает.

Центральные сцены мистерии (причастие и финал) представляют собой инсценировку религиозного обряда.

Выдающиеся постановки «Парсифаля» были осуществлены в Байройте в 1951 г. под управлением Г. Кнаппертсбуша (В. Виндгассен — Парсифаль, М. Медль — Кундри) и в 1975-м (режиссер В. Вагнер). Спектакли последних лет: Берлин, 1992 г. (под управлением Д. Баренбойма); Стокгольм, 1995 г. (Г. Винберг — Парсифаль); фестиваль «Флорентийский музыкальный май», 1997 г. (под управлением С. Бычкова).

В 1982 г. опера была экранизирована (режиссер X. Ю. Зиберберг).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова