Предисловие в третьему изданию (окончание)
Глава №2 книги «История зарубежной музыки — 3»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюНесколько предварительных замечаний методического характера.
Учебник создавался первоначально для общих курсов. Таким в основе своей он остается и сейчас. Выбор материала, господствующая проблематика, характер музыкальных анализов ориентируются на студента исполнительского профиля. Однако уже вскоре после выхода в свет первого издания стало ясно, что фактически в процессе учебной работы будущие музыковеды также пользуются данным пособием. По этим соображениям первоначальный текст учебника был расширен, в него включены отдельные разделы и страницы, которые могут представлять интерес для музыковедов. Это – самостоятельная глава «Романтизм в музыке», последний раздел главы «Бетховен» свободного проблемного характера, где поставлена тема «Бетховен и романтики», раздел «Оперная культура меттерниховской Вены» в главе «Шуберт», которая в более общем плане освещает вопрос о национальной оперной школе в Германии и Австрии XIX века, параграфы, касающиеся особенностей формообразования в фортепианных сонатах Бетховена, список литературы. Разумеется, включение подобного материала придало учебнику некоторую неоднородность. Однако в данном случае практические соображения важнее, чем сохранение единого облика книги.
Второй момент связан с анализом отдельных музыкальных произведений. Здесь он доведен до минимума. Жесткие и, видимо, вполне обоснованные требования ограниченного объема учебника поставили автора перед дилеммой: дать подробные музыкальные анализы за счет историко-культурных и стилистических обобщений или действовать в противоположном направлении. Сознательно было отдано предпочтение второму пути, и прежде всего потому, что от учебника истории музыки требуется в первую очередь исторический и фактический материал, который далеко не всегда педагог, а тем более молодой, в состоянии сам собрать и обобщить. Вместе с тем можно ожидать, что каждый педагог-музыкант слышит разбираемое им произведение и любит преподносить его студентам в том плане, в каком воспринимает его. От автора учебника он ждет только общего указания, в кажом направлении раскрывать содержание анализируемого опуса и его характерные стилистические черты. Стремление же предписать педагогу точно определенное «прочтение» замысла вплоть до мельчайших деталей несомненно обедняет творческое начало в занятиях. Именно ради того, чтобы предоставить педагогу известную свободу в выборе материала – и тем самым разнообразить для него самого педагогический процесс, – в учебник включено значительно большее количество произведений, чем требуется учебной программой. Так, обзор всех симфоний Бетховена, всех жанров, представленных в творчестве Шопена, почти всех камерно-инструментальных произведений Шуберта или увертюр Мендельсона, множества бетховенских сонат и т. д. и т. п. вовсе не означает, что данный материал весь должен быть охвачен в одном лекционном курсе. Такое построение открывает простор для инициативы педагога, предоставляет ему возможность выбирать по своему желанию и вкусу для разных потоков и выпусков разные – а не однажды и навсегда предписанные – произведения.
Наконец, нужно уточнить вопрос, с которым часто приходится встречаться, и не только в связи с данным изданием.
От читателей иногда слышны упреки в том, что, сопоставляя достижения какого-либо композитора в определенной области с аналогичными достижениями другого, автор тем самым как бы нарочито принижает второго художника за счет первого.
Между тем на самом деле прием сравнения вызван вовсе не односторонней увлеченностью каким-либо одним заинтересовавшим автора в данный момент композитором, как часто полагают. В его основе лежит глубокая убежденность в том, что каждый великий композитор потому и вошел в мировую художественную культуру, что он открыл какую-либо сторону искусства, либо неведомую его предшественникам и современникам, либо разработанную ими с гораздо меньшей самобытностью и художественным совершенством. Ни один подлинно великий композитор не повторяет другого. И основная задача пишущего о музыке заключается прежде всего в том, чтобы раскрыть то неповторимо характерное в творчестве каждого композитора, в чем он не имеет себе подобных.
Сравнения и сопоставления дают эффект оттеняющего контраста, при котором индивидуальные черты каждого композитора воспринимаются наиболее рельефно.
Так, например, если мы читаем, что ни один из предшественников Монтеверди, в том числе и Палестрина, не приблизился к его совершенству в воплощении драматизма внутреннего мира человека, то этим отнюдь не высказано пренебрежение к Палестрине. Такое сравнение лишь подчеркивает мысль, что Монтеверди первый сделал мир человеческих переживаний центральной темой музыкального творчества классического уровня. Именно это образует его главный вклад в искусство. С другой стороны, в беседе о Палестрине будет подчеркнуто его непревзойденное мастерство в выражении образов отвлеченного возвышенного созерцания – в чем безусловно уступает ему его младший современник Монтеверди.
Шуберт, как песенник, превосходит Бетховена. Потому он и занял место в истории мировой музыки, что первый поднял бытовую песню до уровня большого искусства и высокой поэзии. Параллель с Бетховеном в данной области никак не может бросить тень на гениальнейшего из симфонистов. Тем более что при характеристике Шуберта-симфониста в качестве высочайшего художественного критерия все время «присутствует» Бетховен.
Два великих художника – Бах и Гендель – венчают развитие хоровой полифонической музыки старинной традиции. Но в то время как в области углубленной философской лирики Бах выше Генделя, последний сильнее как поэт чувственно-ренессансиой красоты жизни.
Для музыковеда-историка, занимающегося не творчеством любых отдельно взятых художников, а эволюцией музыкального искусства и его глубокой зависимостью от общественной атмосферы, сравнивать то, что внесли отдельные композиторы в мировое музыкальное творчество, столь же существенно важно, как и сопоставлять культурные эпохи, которые они олицетворяют.
Так, Палестрина жил в эпоху контрреформации, и потому его вклад в мировое искусство – высшая точка в развитии возвышенной сферы духовной музыки. Монтеверди же принадлежит к поколению, воплотившему в жизнь идеи Ренессанса. Католицизм ему чужд, а мир земных страстей его волнует.
Бетховен творил в революционный период, и главная его тема – героика. Шуберт же формируется в атмосфере Реставрации, он – представитель «разочарованного поколения», и его вклад в музыку – открытие мира интимной лирики.
Бах жил в отсталой феодальной Германии, Гендель – в Англии, уже свершившей буржуазную революцию. Первый был неразрывно связан с церковью и протестантской культурой, второй – со светским оперным театром. Отсюда и разные оттенки, привнесенные каждым в кантатно-ораториальное творчество, и т. д. и т. п.
Быть может, прием сопоставлений мало что дает для исполнительского или узко теоретического анализа. Но историку, воспринимающему художественное творчество на широком историческом фоне, он безусловно помогает наиболее точно определить то неповторимое начало, которое характеризует любую крупную художественную индивидуальность и выражает ее связь со своей эпохой.
Стремление максимально оттенить самобытный вклад каждого композитора лежит в основе построения и данного учебника. Можно только горячо рекомендовать педагогам придерживаться этого принципа в своих занятиях. Собственный педагогический опыт автора убеждает в том, что в восприятии учащихся ничто так не содействует осознанию уникальности каждого великого художника, как сопоставление характерных, ведущих черт разных творческих фигур (разумеется, если это удается осуществить с художественным тактом и необходимым чувством меры). А такое понимание искусства представляется одной из важнейших задач современного музыкально-исторического курса.
В. Конен