Музыкальная культура Франции

Глава №106 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Общественно-политическая обстановка во Франции в период Империи, Реставрации и Июльской монархии. Интернациональный характер художественной культуры Парижа. Передовые направления в литературе и драме

Художественная культура Франции первой половины XIX века формировалась в условиях острой классовой борьбы. Ни наполео­новская диктатура, ни Реставрация, возвратившая к власти дво­рянство, ни период царствования «короля банкиров» Луи-Филип­па не смогли подавить политическую активность народных масс, пробужденных Французской революцией. Почти столетие общест­венная жизнь страны продолжала находиться в непрестанном на­пряжении. В. И. Ленин писал, что «...во Франции буржуазно-демо­кратическая революция завершена была лишь 1871 годом (а нача­та в 1789 году)» *.

* Ленин В. И. Сочинения, изд. 5-е, т. 19, с. 247.

Сопротивление народа в период Реставрации вылилось в рево­люционное восстание 1830 года. Историческое значение июльских дней заключалось в том, что буржуазия закрепила свою победу над дворянством и духовенством. Но усилились и углубились социальные противоречия, вызванные ростом капитализма, что привело в движение французский пролетариат.

Восстание лионских ткачей в 1831 году, парижских рабочих в 1832 году и ряд других последовавших за ними волнений показали, что революционный пыл народа направлен против нового гос­подствующего класса эксплуататоров — против буржуазии. Эта вторая нарастающая волна народного гнева достигла своей вер­шины в революции 1848 года.

Под влиянием острых классовых боев во Франции революцион­ные волны прокатились но всей Европе (в 1830 году — в Германии, Польше, в 1848 году — в Германии, Австрии, Венгрии, Италии).

Эта же напряженная атмосфера борьбы определила живое бие­ние общественного пульса и во всех областях французской культуры, начиная с конца 20-х годов: поразителен расцвет мысли, сме­лость и разнообразие творческих исканий. Париж стал городом, в котором «...европейская цивилизация достигла своего высшего расцвета, в котором сходятся нервные нити всей европейской ис­тории и из которого через определенные промежутки времени ис­ходят электрические разряды, потрясающие весь мир...» *.

* Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т, 5, с. 500.

Многие передовые деятели других стран устремлялись в столицу Франции, привлеченные ее бурной общественной и умственной жизнью. И Париж больше, чем любой другой европейский город, ассимилиро­вал и реализовал художественные достижения различных нацио­нальных культур. Творчество Гёте и Шиллера, Гейне и Бёрне, Мура, Вальтера Скотта и многих других современных писателей на­ходило здесь признание и свою широкую аудиторию. На драмати­ческой сцене исполнялся Шекспир, на оперной — Моцарт, Вебер, Россини. На концертной эстраде звучали бетховенские симфонии. Представители новейших национальных школ — Лист, Шопен, Глинка — знакомили парижан с искусством своих стран. Выдаю­щиеся виртуозы-инструменталисты со всего мира стекались во французскую столицу, демонстрируя блестящее мастерство. Среди них были Паганини, Лист, Шопен, Тальберг. В парижских театрах сосредоточились лучшие силы в области вокального исполни­тельства (Рубини, Тамбурини, Лаблаш, Нурри, Малибран, Виардо, Зонтаг, Паста) и балетного искусства (Тальони, Эльслер, Гризи). Многообразие художественных явлений обогащало искусство Франции и привело к образованию в ее литературе, живописи и музыке блестящих национальных школ мирового значения.

Борьба идей, определившая различные течения внутри этих школ, особенно непосредственно проявилась в литературе и драме.

Здесь рано сформировалась влиятельная школа романтиков (Шатобриан, Ламартин), творчество которых объективно выража­ло обреченность феодальной аристократии. Для этой группы пи­сателей и поэтов было типичным стремление уйти от реальной жизни, идеализация пошлого, мистические настроения.

В противовес этому направлению и в явном преобладании над ним, с конца 20—30-х годов выдвинулась плеяда высокоодаренных писателей, романы, драмы, стихи которых были насыщены гражданским пафосом. Яркое различие художественых индивидуальностей и эстетических вкусов этих деятелей сказалось в огромном разнообразии литературных групп.

Поэт-песенник Беранже стал создателем острой социальной са­тиры, возрождавшей народные традиции юмора Рабле и Лафонтена. Ярый романтик Гюго провозгласил в своем знаменитом преди­словии к драме «Кромвель» (1827) идейную платформу романтизма в искусстве, понимая его как выражение современных социаль­ных идей. Сходную точку зрения развивал Стендаль («Расин и Шекспир», 1823), считая главным в романтдзме его современность, отказ от устарелых канонов классицизма. Но, в отличие от Гюго, в творчестве Стендаля отчетливо проявились черты критического реализма. Стремление к актуальным сюжетам общественно-поли­тического звучания роднило его со многими другими передовыми писателями-романтиками — Мюссе, Мериме, Жорж Санд. Одно­временно сложился критический реализм Бальзака, расцвела исто­рическая драма. В мелодраматическом жанре усилились общественные темы, породившие так называемую социальную мелодраму.

Тесное переплетение романтических и реалистических тенден­ций является характерным признаком искусства Франции конца 20—40-х годов. Эта особенность была свойственна не только лите­ратуре и драме, но и живописи, где борьба с отжившими академи­ческими традициями привела одновременно к яркому романтизму Делакруа и к реалистическим чертам в творчестве Жерико. В непосредственной связи со всем передовым искусством Парижа этого периода возникла в начале 30-х годов новая романтическая му­зыка.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2022 Проект Ивана Фёдорова