Опера Джузеппе Верди «Отелло»

12.01.2011 в 11:16.
Антонио Муньос Дегрейн. Отелло и Дездемона, 19 в.

Музыкальная драма в четырёх актах Джузеппе Верди; либретто А. Бойто по одноимённой трагедии Шекспира.
Первая постановка: Милан, театр Ла Скала, 5 февраля 1887 года.

Действующие лица: Отелло (тенор), Яго (баритон), Кассио (тенор), Родериго (тенор), Лодовико (бас), Монтано (бас), Дездемона (сопрано), Эмилия (меццо-сопрано), герольд (бас); солдаты и моряки Венецианской республики, жители Кипра, греческие воины, далматы, албанцы, хозяин таверны, четверо слуг в таверне, гребец.

Действие происходит в конце XV века в приморском городе на острове Кипре, подчинённом Венеции.

Действие первое

Замок на берегу моря. Вечер. На море шторм, корабль Отелло, назначенного губернатором острова, приближается к берегу, где собралась толпа встречающих, среди которых: венецианский дворянин Родериго, влюблённый в Дездемону, недавно ставшую женой Отелло, Яго, враждебно настроенный по отношению к новому губернатору, так как он обошёл его званием, Монтано, бывший наместник острова. Буря утехает, словно услышав мольбы народа («Dio, fulgor della bufera!»; «Грозный лев святого Марка!»).

Корабль причаливает. Вот и Отелло: тёмный цвет кожи мавра не помешал ему стать генералом венецианского флота. Теперь он радуется победе над мусульманами («Esultate!»; «Честь и слава!»). Народ начинает веселиться на берегу («Fuoco di gioia»; «Пламя пылает»). Яго решает напоить Кассио («Innafia l’ugola»; «Наполнен кубок мой»), ставшего капитаном в обход Яго. С подвыпившим капитаном, который должен идти в ночной дозор, затевает ссору Родериго. Монтано пытается разнять их, но Кассио ранит его. Отелло вынужден вмешаться, он лишает Кассио звания, велит Яго навести порядок и всем расходиться по домам: он сам будет охранять покой острова. Дездемона присоединяется к мужу; в нежной беседе они вспоминают прошлое, наслаждаются счастьем быть вместе («Gia nella notte densa»; «Кончился день тревожный»).

Действие второе

Яго, сделав вид, что хочет помочь Кассио, советует ему попросить посредничества Дездемоны. Она как раз вышла на прогулку вместе со служанкой Эмилией, женой Яго. Кассио подходит к Дездемоне, а Яго, между тем, выражает своё презрение к жизни, подвластной одному злу («Credo in un Dio crudel»; «Быть лишь орудьем чьей-то воли»). Затем он намекает Отелло на двусмысленный характер беседы его жены и Кассио. Мавр, в сердце которого разгорается ревность, требует у Яго доказательств измены Дездемоны, которую в это время славят жители острова («Dove guardi splendono raggi»; «Взор твой ярче звёздных лучей»). Когда она обращается к мужу, заступаясь за бывшего капитана, тот превратно истолковывает её внимание к Кассио. Дездемона роняет платок, и Яго быстро выхватывает его из рук Эмилии.

Мавр чувствует, что его героическое прошлое растоптано изменой жены («Ora e per sempre addio»; «О, счастье жизни былой»). Яго утверждает, что слышал, как Кассио во сне произносил имя Дездемоны («Era la notte»; «Помню, в походе»), и видел у него в руках её платок, свадебный подарок Отелло. Мавр торжественно клянётся отомстить, к его клятве присоединяется Яго («Si pel ciel marmoreo giuro!»; «Я клянусь небесным сводом»).

Действие третье

Дездемона вновь просит за Кассио. Отелло в ярости: где платок, его подарок? Он обвиняет жену в неверности и прогоняет (дуэт «Dio! ti giocondi, o sposo»; «О, дорогой Отелло»). Отелло, горя жаждой мщения и терзаемый мыслью, что потерял свою любовь («Dio! mi potevi scagliar tutti i mali»; «Бог! Ты мог дать мне позор»), подслушивает двусмысленный и развязный, специально устроенный Яго, разговор его с Кассио, во время которого Кассио показывает другу платок Дездемоны, найденный им у себя в комнате. Отелло клянётся убить её своими руками (дуэт-терцет «Vieni; l’aula e deserta»; «Можешь войти свободно»). Яго нашёптывает ему: «Своей рукой убейте, там, в вашей спальне». А с Кассио он расправится сам.

Прибывает делегация из Венеции: Отелло временно призывают на родину, вместо него назначен Кассио. Мавр даёт волю своему гневу, оскорбляет Дездемону, заставляет её встать на колени, плакать посреди всеобщего смятения (септет «A terra!.. si»; «На землю... Да... покрыта позором..!»). Оставшись один, он лишается чувств.

Действие четвёртое

Дездемона в своей комнате, готовясь ко сну, охвачена мрачными предчувствиями. Она поёт старую грустную песню («Mia madre aveva una povera ancella»; «Когда-то девушку мать приютила»), молится («Ave Maria»; «Дева святая»). Отелло входит через потайную дверь. Поцелуем он будит уснувшую жену и требует покаяться в грехах. Молодая женщина в ужасе, Отелло душит её. Вбегает Эмилия: Кассио только что убил Родериго, напавшего на него по наущению Яго. Отелло признаётся в убийстве жены. Эмилия зовёт на помощь, сбегаются люди. При всех она разоблачает Яго. Отелло закалывается, в последний раз поцеловав Дездемону («Niun mi tema»; «О, не бойтесь, не страшна эта шпага»).

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


В 1871 году состоялась премьера «Аиды» — одного из величайших творений Джузеппе Верди. И после этого композитор — несмотря на почтенный возраст, полный сил, достигший расцвета таланта — словно «уходит в тень». В течение нескольких последующих лет он не создал ни одной оперы. Этот негласный «обет молчания» был нарушен лишь созданием струнного квартета, Реквиема и двух вокальных пьес религиозного содержания — «Ave Maria» и «Pater Noster». В этом можно усмотреть аналогию с Россини, который за много лет до смерти тоже перестал писать оперы, но продолжал работать в других жанрах. Но если Россини так и не вернулся к оперному творчеству, то у Верди впереди было создание еще двух шедевров.

В 1879 году Верди приехал в Милан, чтобы присутствовать на концерте в пользу пострадавших от наводнения. Здесь друзья познакомили его с талантливым музыкантом и либреттистом, автором оперы «Мефистофель» — Арриго Бойто. В начале своей творческой деятельности он был представителем «нового искусства», его резкие выпады в печати затрагивали в том числе и Джузеппе Верди. Но со временем из противника Верди он превратился в почитателя его творчества. Накануне личного знакомства с Бойто композитор беседовал с друзьями о сложностях воплощения в опере шекспировских пьес, и три дня спустя Бойто представил ему сценарий оперы «Отелло».

Творчество Уильяма Шекспира интересовало Джузеппе Верди всегда. В 1847 году он создал оперу «Макбет», несколько лет работал над оперой «Король Лир», которую, к сожалению, так и не завершил, задумывался о «Гамлете», но счел его чрезмерно сложным для воплощения в опере. И вот — «Отелло»… Решиться на это было не так-то просто: уже существовала (и пользовалась успехом!) одноименная опера Россини. Впрочем, от первоисточника она была весьма далека: среди действующих лиц отсутствовал Кассио (его драматургическая функция была передана Родриго), а заканчивалась опера… примирением Отелло и Дездемоны и счастливым любовным дуэтом. Ознакомившись со сценарием, Верди ничего не обещал Бойто, и все же тот продолжил работу и в ноябре 1879 года представил композитору первый вариант либретто. Оно понравилось Верди. Сюжет шекспировской трагедии захватил его — в 1880 году он не раз просил художника Морелли сделать портретные зарисовки персонажей, наброски основных моментов действия.

Над оперой «Отелло» Джузеппе Верди работал долго — с 1881 года по 1886. По своему обыкновению, он принял активное участие в работе над либретто. Шекспировская пьеса претерпела несколько изменений: исключен монолог Отелло над убитой Дездемоной, изъят первый акт, и о важнейших его событиях зритель узнает из воспоминаний Отелло и Дездемоны, выраженных в дуэте. Исключение первого акта имело еще один аспект: в первом действии шекспировской трагедии Яго упоминает о своих подозрениях относительно мавра, который «скакал в постель» к его жене, что делает его ненависть к Отелло обоснованной (хотя подозрения и беспочвенны). В опере же этот мотив исчезает: Яго действует потому, что ему нравится растаптывать людей — образ становится еще более демоническим.

Музыкальная драматургия оперы «Отелло» отличается цельностью и целеустремленностью. Верди окончательно преодолевает номерную структуру — акты распадаются на сцены, но они органично переходят друг в друга, точно так же естественно сочетаются речитативно-декламационные и ариозные эпизоды. Достигнув предельной выразительности речитативов, Верди не отходит от народно-песенных истоков — достаточно вспомнить «Песню об иве», которую поет Дездемона в последнем акте. Присутствующие в опере жанровые эпизоды неизменно становятся штрихами к образам героев — так, в кажущуюся беззаботной застольную песню Яго проникают зловещие интонации. Впоследствии они появятся в монологе Яго во втором акте, который Бойто назвал «злодейским кредо», а из интонаций этого монолога вырастает мотив подозрений Отелло… Драматургическая роль этого персонажа так велика, что Джузеппе Верди первоначально даже хотел назвать оперу не «Отелло», а «Яго».

Взятый композитором курс на предельную декламационную выразительность вокальных партий даже дал некоторым критикам повод для упреков в отсутствии в опере «Отелло» того, что «могло бы порадовать слух». И все же такие критики остались в меньшинстве — во многих рецензиях опера оценивалась как самобытное, новаторское произведение, в котором композитор не сковывает себя ни вагнеровской системой лейтмотивов, ни какими-либо другими жесткими системами. Еще более восторженно опера была принята публикой: на премьере, состоявшейся 5 февраля 1887 года, зал взорвался бурей оваций. Опера, к созданию которой композитор шел так долго, была признана самым совершенным творением Джузеппе Верди.

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова