Исторический фон оперы «Сельская честь»

Глава №154 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Время создания «Сельской чести» (1890) относится к критическому периоду в истории музыки. Великие потрясения буржуазного общества становятся все более ощутимыми и в мире искусства. Композиторы, главным образом оперные, с одной стороны, ощущают на себе гнетущее воздействие Вагнера, с другой стороны — «новаторские» устремления, отбрасывающие ясные и понятные мелодии, стройные гармонии и благородство внутреннего содержания, идущие, в угоду спекулятивной музыке, в направлении музыкального «конструктивизма».

Последователи Вагнера — без гениальности и оригинальности великого немецкого композитора — предоставляют в распоряжение публики лишь пустые, бездушные подражательные произведения, а композиторы новаторских течений все более удаляются от широких масс, безнадежно запутавшись в лабиринте оригинальничания и чудачеств.

Выход из этого положения — среди западных композиторов — указал в первую очередь Жорж Бизе своей оперой «Кармен». Сюжет «Кармен» уводит нас в среду простых людей, а музыка, полная ритмов и оборотов народной музыки, звучит правдиво, искренне, эмоционально. Эту реалистическую тенденцию попытался перенести на итальянскую почву и автор «Сельской чести» Пьетро Масканьи. Масканьи выводит на сцену героев-крестьян, музыка оперы льется широко и обильно, сродни горячему темпераменту южан.

В музыковедении свойственный Масканьи стиль получил название «веризма». Изображая действительность, веризм как бы доходит до крайности, чрезмерности, постоянно изыскивая элементы, подчеркивающие жестокую борьбу за жизнь, неудержимую силу человеческих инстинктов. Он односторонен, так как, не охватывая всей полноты жизни, отражает лишь одну особую сторону ее. В конце концов, страсти, утрированные ради усиления сценического воздействия, затемняют историческую и социальную обстановку драмы.

Но несмотря на это, значение «Сельской чести» чрезвычайно велико: опера говорит языком мелодии в тот период истории музыки, когда мелодию перестали ценить; в ней изображены простые люди, хотя в то время были модны боги Валгаллы и герои саги о нибелунгах. Масканьи изобразил в ней людей и великие человеческие страсти с соблюдением традиций итальянского народного искусства. Таким образом, это произведение является еще одним звеном в цепи, созданной великими композиторами итальянской оперы.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова