«Лючия ди Ламмермур». Эпоха, в которую создавалась опера

Глава №94 книги «Путеводитель по операм — 1»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Искусствоведение охотно называет первые десятилетия XIX века эпохой романтизма. Это весьма обобщающее понятие, в которое вмещается многое. Романтизм... объявление войны шаблону, безжизненным традициям, дерзкое разрушение форм, для того, чтобы на их развалинах выросли новые формы, соответствующие духу века. Романтизм ... вольный, смелый полет воображения, ведущего читателя сквозь волнующие, богатые событиями приключения. Используются более смелые средства изображения человека, поэтизируется природа, романтический пейзаж. С романтизмом, с целеустремлениями художников начала века связаны также и уничтожение мелочного, погрязшего в деталях стиля «академизма», попытки привить публике более возвышенный, более героический тон. Романтизм в литературе обнов ляет язык произведений, употребляя такие словесные образы и типы построения фраз, обнаруживая такие формы народного языкосложения, которые сначала ошеломляют буржуазную публику. Но все это относится лишь к внешней оболочке, форме произведений, точно так же, как формальным нововведением были крайности романтических художников в цвете и композиции картин или новые жанры, созданные музыкантами: баллады, ноктюрны, экспромты, а позднее и симфонические поэмы. Суть, однако, не в оболочке, не в форме! Под новой формой может скрываться и консервативное искусство. Сущностью прогрессивного романтического искусства был революционный пафос, обуревавший прогрессивные умы первых десятилетий века, тот дух, который заставлял художников вставать во главе национального возрождения и свободолюбивых стремлений. Романтика Шопена характерна не особой своей формой, а пылким патриотизмом, каждый звук которого исходит из сердца польского народа и служит польскому народу. Богатый романтический мир венгерского композитора Ференца Листа порожден горячей любовью к родине, болезненной ностальгией и благородным стремлением слиться с народом, от которого его оторвала судьба и профессия, языку которого он так и не смог выучиться. В этом истинное значение романтизма Верди, Монюшко, Глинки.

Как мы уже сказали, понятие романтизм содержит целый ряд явлений. Одной из характерных черт романтического направления и национального подъема является во зврат к национальному прошлому. Поэт, музыкант, художник, драматург воспроизводят прошлое и великие традиции нации для того, чтобы в свете их показать мелочность, незначительность своего времени, века буржуазии. Нередки, разумеется, примеры и того, что «погружение в прошлое» является просто бегством от настоящего, отступлением от исторической реальности, от действительности.

Широкого размаха достигает в эту эпоху жанр исторического романа; в 1814 году появляется один из шедевров этого жанра, имевший успех во всей Европе: знаменитый роман Вальтера Скотта «Веверлей». Автор издал свое произведение анонимно; но успех был столь огромен, что вскоре он выступает со все новыми и новыми романами. Перечисление всех его романов потребовало бы очень много места, поэтому мы ограничимся наиболее известными из них: «Айвенго», «Квентин Дюрвард», «Роб Рой» и, наконец, «Ламмермурская невеста».

Вальтер Скотт (1771 — 1832) начал свой творческий путь как лирический поэт, затем был адвокатом, книгоиздателем. Наконец, уединившись в своем замке, он создает романтические истории из прошлого Шотландии, которые пользовались необычайным успехом: читатели буквально расхватывали их, едва на них высыхала типографская краска.

В чем очарование произведений Вальтера Скотта?

Достоверное, можно сказать, научное знание эпохи и исторической обстановки. Благородный восторг перед героическим и достойным поведением; уважение к замечательным традициям предков; яркое искусство повествования, благодаря которому читатель становится участником романа, ему кажется, что он сам действует вместе с героями, жившими много столетий назад, сам участвует в храбрых налетах, лесных схватках, в поединках не на жизнь, а на смерть, столь правдоподобно описываемых Скоттом.

«Ламмермурская невеста», или «Лючия ди Ламмермур», в переработке Доницетти перешла на оперную сцену. К этому времени слава и успех Вальтера Скотта уже померкли. Но его роман, окрыленный музыкой Доницетти, с триумфом обошел мир, являясь и поныне одним из самых популярных спектаклей в репертуаре оперных театров.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова