Золтан Кодай
Глава №147 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКодай родился в Кечкемете 18 декабря 1882 года. Отец его служил на железной дороге, и по роду работы его часто переводили из одного города в другой. Сначала вся семья едет в Соб, затем в Таланту, а еще позже в Надьсомбат, где Кодай заканчивает среднюю школу. Его родители увлекались камерной музыкой, и мальчик имел возможность дома познакомиться с классиками музыки. В нотном хранилище местного собора он находит творения великих композиторов. Первые значительные музыкальные впечатления Кодая — встреча с народной песней и знакомство с замечательными шедеврами композиторов-классиков.
Кодаю было 15 лет, когда исполнили публично его первое оркестровое произведение — увертюру. В это время он прилежно учится игре на скрипке, хотя считает для себя более важным изучение партитур великих произведений.
В 18 лет Кодай едет в Будапешт. Юноша еще не решил окончательно своего будущего: он занимается в университете, готовясь стать преподавателем венгерского и немецкого языков, а в Музыкальной академии слушает курс композиции у Яноша Кесслера. У профессора Кесслера он усваивает все мастерские приемы классической композиции и контрапункта, но в то же время осознает и те возможности, которые открывает новая французская музыка, прежде всего творчество Дебюсси. Одновременно он высоко ценит венгерские традиции.
Адажио для скрипки, написанное в 1905 году, содержит уже венгерскую интонацию, она же чувствуется и в Струнном трио.
В 1906 году публика знакомится с его оркестровым произведением «Летний вечер». Чистота звучания, насыщенность подлинной поэзией, а также свободный от внешних эффектов и именно поэтому искренний, глубокий, подлинно венгерский дух произведения, — все это свидетельствует о большом таланте молодого композитора.
В 1905 году Кодай отправляется в свою первую экспедицию за народными песнями. А 1906 год представляет собой поистинеповоротный пункт в истории венгерской музыки: в этот год Кодай начинает работать вместе с Белой Бартоком, дружбу с которым он пронес через всю жизнь.
Путь исследователя принес удивительные результаты. Молодой мастер открывает подлинную сокровищницу венгерской народной песни. Он отыскал такие мелодии, структура, тип напева, интонации, которых свидетельствуют о том, что они уже многие столетия, а может быть, и тысячелетия, сопровождают венгров.
Но Кодай не ограничивается огромной вдохновляющей силой народной музыки.
В 1906—1907 годах он отправляется за границу и изучает новые достижения западной музыки.
В 1907 году Кодай начинает свою педагогическую деятельность, значение которой трудно переоценить. Профессор Музыкальной академии по классу композиции, ученый, Кодай достойно сочетает свою выдающуюся композиторскую деятельность с воспитанием нового поколения.
В 1890 году Кодай впервые выступает перед широкой общественностью: исполняется его Первый струнный квартет, цикл фортепьянных пьес (оп. 3), а также соната для виолончели и рояля (оп. 4). Квартет очень скоро начинают исполнять и за рубежом, а затем в музыкальном мире Парижа производят сенсацию фортепьянные пьесы Кодая.
За годы мировой войны из-под пера композитора выходит целый ряд новых произведений. Среди них соната для виолончели, песни на слова венгерских поэтов Чоконаи, Кёльчеи, Бержени и Ади, а также Второй струнный квартет.
Споры между приверженцами и противниками Кодая становятся все горячее.
Но положение коренным образом меняется после исполнения в 1923 году «Венгерского псалма». Теперь и широкие массы понимают, что в этом шедевре звучит голос певца венгерского народа.
Через три года «Венгерский псалом» исполняют уже в шестидесяти городах четырнадцати государств. Текст его переводят на шесть языков.
16 октября 1926 года на сцене ставится замечательная опера Кодая — «Янош Хари». Это творение принесло с собой на сцену сочный венгерский народный юмор, мастерство народных сказителей. «Янош Хари» имел громадный успех, и в форме оркестровой сюиты обошел весь мир.
«Янош Хари» стал исполняться и народными любительскими коллективами, хоры из него завоевали себе широкую аудиторию.В рамках этой книги нет возможности проследить весь творческий путь Кодая. В 1932 году на сцене Будапештской оперы ставится «Секейская прядильня», которую известный венгерский музыковед Аладар Тот называет «апофеозом народной песни», а венгерский ученый, Бенце Сабольчи, считает это произведение «глубоко потрясающей, невиданно живой народной драмой, изложенной языком музыки».