Модест Петрович Мусоргский
Глава №13 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюМодест Петрович Мусоргский, один из самых выдающихся композиторов XIX века, родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии. Его первой воспитательницей была няня, научившая его чудесным русским песням и открывшая ему богатейший мир народных сказок. Мальчик смотрел на мир широко открытыми глазами. Он видел беспросветную нищету и страдания крепостных и в то же время, будучи сыном мелкого помещика, имел возможность наблюдать разгульную и бессодержательную жизнь дворянства.
В девятилетнем возрасте Мусоргский уже отлично играл на фортепиано, но отец его не представлял себе, чтобы сын дворянина зарабатывал свой хлеб музыкой, искусством, и, по обычаю дворян того времени, отдал маленького Модеста в военную школу.
Мусоргскому было 13 лет, когда он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Наряду с военными занятиями он продолжал учиться игре на фортепиано и усердно изучал произведения композиторов-классиков. В награду за отличные успехи в школе молодой офицер получает назначение в Преображенский гвардейский полк. Несколько позднее Мусоргский знакомится с Бородиным, ученым, врачом и химиком, занимавшимся также и музыкой, а через некоторое время попадает в общество Даргомыжского, в то время уже общепризнанного мастера-новатора русской музыки. Вскоре полк, в котором служит Мусоргский, переводят в провинцию, и, поскольку это влечет за собой прекращение занятий музыкой, молодой гвардеец решается на смелый шаг: он расстается со своим офицерским чином и выходит в отставку.
Начиная с этого момента Мусоргский ведет тяжелую, полную борьбы жизнь. С одной стороны, ему приходится бороться за существование, с другой — за осуществление в музыке тех революционных, новых целей, которые он поставил перед собой.
Каковы же были те идеи и мысли, которыми руководствовался молодой композитор?
Освободиться от пустых шаблонов и бездушных, бессодержательных форм выражения. Вернуться к великому вдохновителю классического искусства — к народной песне. Под знаком русской народной песни и народного искусства обновить мелодику и гармонии русского музыкального языка. Пронизать музыку духом реализма. Искусство, музыка должны быть не пустой игрой, а отражением, зеркалом бродящей и бурлящей вокруг композитора жизни. Музыка должна стать, вместе с тем, боевым оружием, с помощью которого художник борется за правду, свободу и счастливое будущее народа.
Вскоре вокруг Мусоргского сплотились лучшие представители русской музыкальной жизни: Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев, Кюи. Современники называли эту пятерку «Могучей кучкой», под этим названием она вошла и в историю музыки. Союзником ее стал выдающийся критик В. В. Стасов, разработавший передовую, боевую теорию реализма в музыке. Мусоргский один за др гим создает целый ряд шедевров, знаменующих новую эпоху в музыке. Его песни и романсы могут быть с полным правом поставлены в один ряд с литературными шедеврами критического реализма прошлого столетия — произведениями Гоголя, Гончарова, Лермонтова, Толстого. Каждая его песня — великолепная жанровая картина, не только точно соответствующая тексту, но развивающая и развертывающая содержание и основную мысль стихотворения. Мусоргский обогатил замечательными произведениями и фортепианную, и оркестровую литературу. Достаточно указать на такие его шедевры, как «Картинки с выставки» или «Ночь на Лысой горе».
Огромное значение творчества Мусоргского проявляется прежде всего в области музыкальной драмы. В произведениях этого рода главный герой — народ, и во всех его операх, от трагических «Бориса Годунова» и «Хованщины» до веселой «Сорочинской ярмарки», мы видим на сцене горести и радости, стремления и гнев народных масс.
Не случайно, что за сюжетом для своей первой большой оперы Мусоргский обратился к народной драме Пушкина «Борис Годунов». В этом произведении, как в зеркале, отражаются сущность Царизма, показывается моральное падение высшей аристократии, ее стремление к власти любой ценой, жестокие, кровавые средства, с помощью которых цари защищали свое право на трон и скипетр. В драме Пушкина выступает в качестве героя и народ, и слова его — обвинительный акт против господствующего класса, обрушившего на народ непосильные страдания.
Эту замечательную тему берет Мусоргский для своей первой оперы, и музыка еще резче подчеркивает выраженную в драме критику, делает еще беспощаднее приговор, выносимый Пушкиным. Понятно, почему тогдашние правящие круги без особой радости увидели шедевр Мусоргского на сцене Императорской оперы и сделали все возможное, чтобы помешать триумфальному шествию «Бориса Годунова».
В 1871 году композитор представляет партитуру оперы в дирекцию императорских театров и вскоре получает ее обратно с предложением переработать коренным образом. Мусоргский едва ли взялся бы за переделку, если бы друзья — в первую очередь Надежда Петровна Опочинина — не настаивали на этом. В феврале 1873 года дирижер Направник показал отрывки из «Бориса Годунова». Слухи об этой опере распространялись все шире, и враги Мусоргского были вынуждены уступить требованиям общественности. 24 января 1874 года творение Мусоргского было, наконец, показано целиком. Так называемые знатоки высказали множество возражений против оперы. В первую очередь указывали на тяжелую оркестровку, на то, что Мусоргский объявил войну всем старым «общепризнанным» формам ... Мелочное сопротивление знатоков было, однако, сметено воодушевлением молодежи, которая почувствовала гениальность композитора и знала, что в этой опере он выступает не только за новое, народное искусство, но и за сам народ, источник всех мелодий, гармоний и смелых мыслей.
В оркестровке Мусоргскому помог Римский-Корсаков — музыкально самый образованный член «Могучей кучки». Римский-Корсаков был одним из самых крупных мастеров инструментовки, и его искусство оплодотворило творчество не только русских композиторов того времени и следующего за ними поколения, но оказало также значительное влияние на всю новую европейскую музыку.
После «Бориса Годунова» Мусоргский создал еще целый ряд шедевров, из которых надо отметить «Хованщину», «Сорочинскую ярмарку», цикл «Детская», «Песни и пляски смерти» и многие другие песни.
Чтобы определить место Мусоргского в истории музыки, надо охватить взглядом всю панораму XIX столетия. Европейская музыка, отражающая кризис буржуазного общества, понемногу теряет обобщающий классический характер, присущий творчеству Моцарта и Бетховена. На первый план выступают эпигоны, у которых было бы напрасно искать цельности мировоззрения великих мастеров, ибо они ухватывают лишь обрывки великих традиций. Мусоргский указал клонящейся к упадку музыке новый путь, снова ведущий ее к подъему. Это путь народного искусства. Мусоргский использует интервалы, гармонии и ритмические формулы народной музыки не в качестве экзотических украшений и декоративных арабесок. Он не втискивает сокровища народного искусства в традиционные рамки. Наоборот, он развертывает новый мир мелодий, революционно новую систему гармонии, исходя из народной музыки. Так он становится участником-созидателем творческой силы народного искусства.
Мусоргский — оперный композитор шел тоже совершенно новыми путями. С удивительным искусством и захватывающим реализмом создает он из множества отдельных черт образ царя Бориса, в котором сочетаются отцовская любовь и ненасытная жажда власти, постоянный страх возмездия за совершенное преступление и высокий государственный ум. Незабываема в своей жизненности и фигура Самозванца, которого влекут вперед не только авантюристические стремления к власти, но и мощные волны самой истории. Шедеврами реалистической типизации являются говорливая мамка с ее песнями и прибаутками, пьяница-монах, честолюбивая полячка Марина, заговорщик Шуйский ...
За образами действующих лиц оживает сама эпоха, на сцену выступает народ, играющий у Мусоргского роль уже не исторического фона, а подлинного героя драмы.
Реалистическая музыкальная драма Мусоргского начинает новую главу в истории оперы.