Даргомыжский. Опера «Каменный гость»
Глава №12 книги «Путеводитель по операм — 2»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюОпера в трех действиях, четырех картинах. Текст А. С. Пушкина.
Премьера — 28 февраля 1872 г. в Петербурге.
Действующие лица: Дон-Жуан — тенор; Лепорелло — бас: Донна Анна — сопрано; Дон Карлос — баритон; Лаура — меццо-сопрано; Монах — бас; Два гостя — тенор и бас; Статуя Командора — бас.
Действие происходит в Испании в начале XVII века.
Действие первое
Картина первая. Дон-Жуан со своим слугой Лепорелло тайно возвращается из изгнания в Мадрид. Недалеко от столицы у ворот монастыря они ждут наступления ночи. Из разговоров с монахом Дон-Жуан узнает, что близ монастыря находится кладбище, где похоронен Командор, «убитый бессовестным развратником ...». Его жена «приезжает каждый день за упокой души его молиться ...» Красота и добродетель донны Анны известны всем. Именно Дон-Жуан убил на поединке Командора, из-за чего вынужден был, по приказу короля, покинуть прекрасную Испанию. Увидев донну Анну, Дон-Жуан загорается желанием познакомиться с ней. Но уже поздно, Дон-Жуан откладывает свои намерения и торопится в Мадрид.
Картина вторая. Ужин у актрисы Лауры, где присутствуют ее поклонники. Но в сердце Лауры лишь один мужской образ — образ Дон-Жуана, ветренника, авантюриста, соблазнителя, неверного, но все же обожаемого Дон-Жуана! Лаура выпроваживает своих гостей, за исключением одного — дона Карлоса, потому что тот напоминает ей Дон-Жуана. Они еще не успели обменяться первым поцелуем, как кто-то стучит в дверь. Это Дон-Жуан. Дон Карлос выхватывает шпагу, чтобы она решила, кому будет принадлежать прекрасная Лаура. Ситуация более чем драматическая, ибо в свое время Дон-Жуан на поединке убил его родного брата. Поединок оканчивается победой Дон-Жуана, дон Карлос убит, а Лаура и Дон-Жуан беспечно отдаются радости свидания.
Действие второе
На кладбище, близ монастыря, у памятника Командору, Дон-Жуан встречается с донной Анной. Чтобы не испугать добродетельную вдову, Дон-Жуан переоделся в монашеское платье. В ответ на речи донны Анны Дон-Жуан признается — он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». Донна Анна сначала с возмущением отвергает назойливого поклонника, но потом, не зная, что перед ней убийца ее мужа, дает Дон-Жуану разрешение прийти к ней в дом и там продолжить начатый на кладбище разговор.
В восторге от удачи Дон-Жуан решает придумать нечто необыкновенное и посылает Лепорелло к статуе Командора, чтобы он пригласил ее к донне Анне на ужин.
Спотыкаясь, суеверный и трусливый Лепорелло пробирается через могилы к статуе и передает ей наглое приглашение Дон-Жуана. И, о чудо! Статуя в знак согласия кивает головой. Даже Дон-Жуану становится не по себе, когда он сам повторяет статуе приглашение и видит, как она снова кивает головой.
Действие третье
В доме донны Анны. Дон-Жуан, под именем дона Диего, как уже не раз бывало в его жизни, очаровывает прелестную хозяйку. Он даже осмеливается открыть ей свое настоящее имя. Но даже узнав, что перед ней убийца мужа, донна Анна отвечает любовью на признания Дон-Жуана. Раздается стук. Дон-Жуан уходит, чтобы открыть дверь, но тотчас же, бледный, вбегает обратно. Входит статуя Командора: «Я на зов явился».
Неустрашимый герой бесчисленных авантюр и теперь не отступает и с утонченной вежливостью обращается к статуе: «Я ждал тебя, — говорит он, — и рад, что вижу!»
Но шутить не время. Страшная рука Каменного гостя протягивается к нему... и оба на глазах донны Анны проваливаются сквозь землю.