Вокальный словарь. У — Ф

Глава №18 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

УНИСОН (итал. unisono, от лат. unus — один, sonus — звук)

1) Одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты.
2) Исполнение мелодии на инструментах или голосами в приму или октаву, часто встречающееся в произведениях различных жанров.

ФАКТУРА (лат. factura — обработка, от facio — делаю) — комплекс средств музыкального изложения, музыкальная ткань произведения (мелодия, аккорды, фигурации, отдельные голоса и т. д.). Основные типы фактуры (так наз. музыкальные склады) — монодический, полифонический и гомофонно-гармонический. Фактура произведения обусловливается его содержанием, жанром, стилем.

ФАЛЬЦЕТ (итал. falsetto, от falso — ложный) — способ формирования высоких звуков, а также верхний регистр мужского певческого голоса, характеризующийся слабым звучанием и бедностью тембра (вследствие уменьшения количества обертонов). При формировании фальцета используется головное резонирование; голосовые складки колеблются не всей массой, а только краями. Натуральный фальцет используется в хоровом пении, в самодеятельных хорах, главным образом в теноровых партиях, давая возможность петь высокие звуки, превышающие естественный грудной регистр, а также в народном пении. При достаточной опоре фальцет начинает микстоваться (см. Микст), образуя своеобразное по колориту и достаточно громкое звучание. На основе опертого фальцета осуществляется пение йодля.

ФИЛИРОВКА, филирование (от фр. filer un son — тянуть звук) — умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот; эффектный прием, который широко применяется в вокальной литературе, чаще в оперных партиях старинных и классических опер. Хорошо выполненная филировка предполагает владение процессом певческого выдоха, позволяющее плавно усиливать (или ослаблять) посыл дыхания так, чтобы качество звука и его высота оставались неизменными. Наличие навыка филировки — показатель правильности и естественности звукообразования. Изучение данного элемента техники ведется, как правило, от forte к piano.

ФИОРИТУРА (итал. fioritura — цветение) — различного рода мелодические украшения (см. Колоратура).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — в вокальной педагогике метод воздействия на голосообразование посредством использования отдельных звуков речи и слогов. Широко практикуется для улучшения звучания голоса. Определив у певца наиболее естественно звучащие гласные, распространяют найденное звучание на остальные гласные, добиваясь выравнивания вокальной линии и единства тембра. Взрывные согласные (т, п, д), присутствующие в слогах, оказывают на звукообразование воздействие, подобное твердой атаке. Щелевые (с, ш, х, ф) действуют подобно мягкой или придыхательной атаке. Подбор гласных и слогов для вокальных занятий должен осуществляться с ясным пониманием характера их влияния на работу голосового аппарата (см. Закрытый звук, Прикрытие, Ровность голоса).

ФОНИАТРИЯ (от греч. phone — звук, iatreia — лечение) — область медицины, занимающаяся изучением физиологии голосообразования, болезней голоса и их лечением. Фониатр — врач-оториноларинголог, прошедший специальную подготовку. Фониатрические кабинеты имеются во всех консерваториях, крупных театральных коллективах, некоторых хорах.

ФОРМАНТА (от лат. formans — образующий) — группа усиленных обертонов, формирующих специфический тембр голоса или музыкального инструмента. Форманты возникают в основном под влиянием резонаторов, на их высотное положение мало влияет высота основного тона звука. В струнных инструментах образование формант связано с резонансом дек, в голосовом аппарате — с резонансом полостей. В хорошо поставленном певческом голосе имеются две характерные форманты. Высокая певческая форманта, от 2400 до 3200 герц, является результатом резонанса надскладочной полости гортани — пространства между голосовыми складками и надгортанником. Низкая певческая форманта с усиленными обертонами в области около 500 герц образуется предположительно в результате резонанса трахеи. Постоянное присутствие высокой и низкой певческих формант на всех певческих гласных и на протяжении всего диапазона делает голос ровным по тембру. Полетность голоса зависит от наличия в нем хорошо выраженной высокой певческой форманты, придающей звуку яркость, блеск, звонкость. Округлость, полнота, глубина и мягкость тембра связаны с наличием низкой певческой форманты. Певец определяет наличие в его голосе формант главным образом по резонаторным (вибрационным) ощущениям (см. Резонаторы).

ФОРСИРОВАНИЕ (от фр. force — сила) — пение с чрезмерным напряжением голосового аппарата, нарушающее тембровые качества голоса, естественность звучания. Форсирование звука — частая ошибка начинающих певцов. Такое пение мешает образованию высокой певческой форманты, поэтому форсированные голоса обладают плохой полетностью. У певцов с данным дефектом голосообразования наблюдается качание голоса (см. Вибрато), явно выражены регистровые переходы (см. Регистр), затруднено звучание верхнего участка диапазона. Форсированные голоса быстро деградируют, становятся непрофессиональными.

ФРАЗИРОВКА (от нем. Phrasierung) — смысловое выделение музыкальных фраз при исполнении музыкального произведения. В нотной записи фразировка обозначается с помощью фразировочных лиг; граница между фразами называется цезурой. Важнейшие средства фразировки — артикуляция, динамика.

ФРОТТОЛА (итал. frottola, от frotta — толпа) — итальянская светская многоголосная песня XV — начала XVI вв. Фроттолы звучали на карнавалах и городских празднествах, при дворах. Как правило, фроттола имела 4-голосный склад с развитым ведущим верхним голосом и аккомпанирующими остальными. Фроттолы исполнялись а капелла или одним голосом с сопровождением инструментов. Тексты фроттол — любовно-лирические, комические. Среди наиболее известных композиторов, сочинявших фроттолы — М. Кара, Б. Тромбончино, М. Пезенти. Фроттола подготовила появление жанров мадригала и вилланеллы.

ФУГА (лат. fuga — бег) — форма полифонического произведения, основанная на имитационном проведении темы (реже двух и более тем) во всех голосах по определенному тонально-гармоническому плану. Хоровая фуга часто встречается в произведениях кантатно-ораториального жанра, в операх. Выдающиеся образцы хоровой фуги созданы И. С. Бахом, Г. Ф. Генделем, В. А. Моцартом, Ф. Шубертом, Д. С. Бортнянским, М. С. Березовским, С. И. Танеевым, А. А. Давиденко и др.

ФУГАТО (итал. fugato — наподобие фуги) — имитационная форма, родственная фуге по способу изложения темы; применяется в качестве раздела в более крупной форме. Фугато часто встречается в хоровых произведениях.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова