Вокальный словарь. Т

Глава №17 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

TE DEUM (Те Деум, от лат. текста «Te Deum laudamus» — «Хвала тебе, боже») — католический гимн. Его возникновение относится к III— IV вв. Поначалу это одноголосная мелодия с текстом, близкая григорианскому хоралу. С IX в. Te Deum становится двухголосным (см. Органум), с XV—XVI вв. его хоральная мелодия служит основой полифонических сочинений типа мотета (Te Deum О. Лассо, Палестрины). Дальнейшее развитие жанра идет по пути сближения его с кантатой (чередование хоровых и сольных эпизодов, оркестровое сопровождение). Te Deum исполнялись по торжественным случаям, в честь выдающихся военных побед и т. д. Известны Te Deum Г. Шютца, Г. Ф. Генделя, Г. Берлиоза, А. Брукнера, 3. Кодая и др.

ТЕМБР (фр. timbre) — окраска звука, качество, позволяющее различать звуки одной высоты, исполненные на различных музыкальных инструментах или разными голосами. Тембр зависит от количества обертонов, входящих в состав звука. Исходный тембр звука, рожденного в голосовой щели, отличается от конечного тембра певческого звука. Это происходит потому, что при прохождении звука по звуконосным путям часть обертонов входит в резонанс с резонаторами голосового аппарата и усиливается, а остальные обертоны не резонируют и гасятся. Тембр — в значительной мере природное качество, однако он может быть улучшен в результате обучения. Тембр певческого звука в разных жанрах вокального искусства различен. При академической манере пения звук обладает звонкостью (металлом) и одновременно округлостью, мягкостью (что зависит от присутствия в нем высокой и низкой певческих формант), характеризуется определенной частотой вибрато. В певческом голосе ценятся красота тембра, его ровность на всех гласных и всем диапазоне. Тембр — важнейшее выразительное средство голоса. В нем прежде всего отражается эмоциональное состояние исполнителя, богатство музыкальных переживаний.

ТЕМП (от лат. tempus — время) — скорость исполнения музыкального произведения. Определяется частотой чередования метрических долей в единицу времени. Точное указание темпа производится с помощью метронома. Словесные темповые обозначения носят условный, приблизительный характер. Темп обозначается чаще всего при помощи итальянских слов (Largo, Allegro, Moderato), иногда — с указанием на характер движения (в темпе вальса, марша и т. д.). Темп — важное выразительное средство; отклонения от верного темпа ведут к искажению музыкального образа.

ТЕНОР (от лат. tenor — непрерывный ход)

1) Высокий мужской голос с диапазоном до малой октавы — до 2-й октавы. Основные разновидности тенора различаются по характеру голоса. Тенор-альтино с диапазоном до ми 2-й октавы обладает светлым тембром, звонкими верхними нотами. Партии: Звездочет («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова), Квартальный надзиратель («Нос» Д. Д. Шостаковича). Лирический тенор — голос мягкого, серебристого тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука. Партии: Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Лирико-драматический тенор исполняет партии лирического и драматического репертуара. По силе звука, по драматизму выражения лирико-драматический тенор уступает драматическому. Партии: Герман («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини). Драматический тенор — голос большой силы с ярким тембром. Иногда по густоте и насыщенности звучания драматический тенор можно принять за лирический баритон. Партии: Отелло («Отелло Дж. Верди), Садко («Садко» Н. А. Римского-Корсакова). Различают также характерный тенор, предназначенный для исполнения партий бытового, комедийного плана, с ярко выраженным характерным тембром. По силе звучания равен лирическому тенору. Партии: Трике («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Вашек («Проданная невеста» Б. Сметаны), Юродивый («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Бомелий («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.
2) Название партии в хоре.
3) В средневековой многоголосной музыке название партии, которой поручено изложение ведущей мелодии.

ТЕРЦЕТ (итал. terzetto, от лат. tertius — третий) — ансамбль из 3 исполнителей, преимущественно вокальный, а также музыкальное произведение для такого ансамбля. См. Ансамбль.

ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — звуковысотное расположение мелодии по отношению к диапазону конкретного голоса, без учета предельно низких и высоких звуков голоса. Различают тесситуру высокую, среднюю и низкую. Тесситура может быть низкой, хотя в произведении содержится ряд предельно высоких нот, и, наоборот, высокой, несмотря на отсутствие таковых. Наиболее удобна для пения средняя тесситура. Выдерживание тесситуры — показатель выносливости голоса к звуко-высотной нагрузке, одно из важных качеств при определении типа голоса. Тесситура исполняемого репертуара должна соответствовать возможностям певца. В романсах и песнях тесситура может быть изменена путем смены тональности в сторону понижения или повышения (см. Транспозиция). В опере завышенный строй современного оркестра (часто достигающего ля 1-й октавы = 445 герц при эталоне 440 герц) создает дополнительные тесситурные трудности для певцов. Оперы с середины XIX в. писались в расчете на оркестр, имевший строй ля = 435 герц (парижский камертон), ля = 439 герц (петербургский камертон), а оперы начала XVIII в.— на оркестр в строе ля = 420 герц. Поэтому, например, басовые партии в операх В. А. Моцарта имеют почти баритоновую тесситуру.

ТОНАДИЛЬЯ (исп. tonadilla, букв.— песенка) — испанская музыкальная комедия 2-й пол. XVIII — начала XIX вв. В виде интермедии исполнялась между актами комической оперы. Сюжеты на злободневную тему, стремительность развития действия, связь с народными музыкальными жанрами обусловили популярность тонадильи.

ТРАВЕСТИ (фр. travesti, от travestir — переодеваться) — в опере амплуа певицы, исполняющей роли юношей. Партии травести обычно поют меццо-сопрано и контральто. Это партии Вани («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Ратмира («Руслан и Людмила» Глинки), Зибеля («Фауст» Ш. Гуно), Орфея («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка) и др.

ТРАНСПОЗИЦИЯ (от лат. transpositio — перестановка) — перенос (транспонирование) музыкального произведения на любой интервал (кроме октавы) вверх или вниз, при этом изменяется тональность произведения. Транспонированием пользуются в тех случаях, когда нужно приспособить какое-либо произведение для исполнения его более высоким или низким голосом или облегчить работу голосового аппарата при разучивании трудного произведения.

ТРЕЛЬ (итал. trillo, от trillare — дребезжать) — мелодическое украшение, состоящее из двух быстро чередующихся соседних звуков, из которых нижний — основной, определяющий высоту трели, и верхний — вспомогательный. Трель в эпоху бельканто использовалась всеми голосами как один из видов колоратуры. В настоящее время владение техникой трели является обязательным лишь для лирико-колоратуриого и колоратурного сопрано, репертуар которых включает широкий круг произведений, содержащих данное украшение. Техника трели бывает природной, но может быть выработана специальными упражнениями. Выполнение трели достигается не отдельным интонированием верхнего и нижнего звуков, а умением укрупнить свое вибрато, «раскачать» его до такой степени, чтобы в нем отчетливо были слышны верхний и нижний звуки в интервале секунды. Исполнение трели требует свободной и подвижной гортани.

ТРИО (итал. trio, от лат. tres,tria — три)

1) Ансамбль из 3 исполнителей, а также музыкальное произведение для такого ансамбля. См. Ансамбль.
2) Средняя часть инструментальной пьесы, контрастирующая с крайними частями.

ТРОПЫ (от греч. tropos — поворот) — в церковных средневековых песнопениях вставки псалмов и хоралов в канонизированный текст и напев. С XII в. мелодии тропов включали интонации народной музыки. В XVI в. тропы были заменены антифонным пением.

ТРУБАДУР (прованс. trobador, от trobar — находить, слагать стихи) — поэт-певец в Южной Франции конца XI — начала XIV вв. Творчество трубадуров было светским по происхождению, многие трубадуры принадлежали к высшей феодальной знати. В искусстве трубадуров в основном преобладает любовная лирика, но есть также песни философского, политического, сатирического характера. Трубадуры создали разнообразные музыкально-поэтические жанры и формы: канцоны, альбы, серенады, рондо, баллады, тенсоны, сирвенты, эстампиды, пастурели. Трубадур исполнял свою песню сам, часто в сопровождении менестреля, или поручал исполнение жонглеру. Мелодии песен по характеру близки народным. Лирика трубадуров оказала влияние на все последующее развитие европейской литературы.

ТРУВЕР (фр. trouvere, от trouver — находить, сочинять тропы) — поэт-певец в Северной Франции XII — XIII вв. Творчество труверов сложилось при дворах феодальной знати под влиянием искусства трубадуров. Излюбленные лирические жанры труверов — баллада, рондо, сирвента, шансон, лэ. В их творчестве получили развитие также драматические жанры (например, «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, в которой драматическое действие органично сочеталось с песнями и танцами). Наряду с монодическими жанрами у труверов развивались и полифонические. Творчество труверов сыграло важную роль в развитии европейской литературы.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова