Вокальный словарь. С

Глава №16 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

САРСУЭЛА (исп. zarzuela) — вид музыкально-сценического представления в Испании, близкий к оперетте. Хоровые и сольные музыкальные номера в сарсуэле чередуются с разговорными диалогами и танцами. Первые сарсуэлы были поставлены в начале XVII в. в придворном замке «Zarzuela», их исполнение приурочивали к торжественным, праздничным событиям, сюжеты выбирались мифологические или героические, постановки отличались особой пышностью. Музыка сарсуэл была близка к популярным испанским романсам. В XVIII в. жанр сарсуэлы был вытеснен итальянской оперой. В XIX в. началось возрождение сарсуэлы как демократического жанра, широко использующего испанские народные песни и танцы. Сарсуэла не потеряла своей популярности и в наши дни. Наиболее известны произведения в этом жанре, созданные Ф. Барбьери, Т. Бретоном, Р. Чапи-и-Лорете, П. Сорособалем.

СЕКВЕНЦИЯ (лаг. sequentia, от sequor — следую)

1) Жанр средневековых одноголосных песнопений, разновидность тропа. Секвенция представляла собой юбиляцию, расширявшую границы предшествовавшего песнопения. Первоначально секвенции были без текста, с IX в. для облегчения запоминания длинных юбиляционных распевов к ним стали подставлять текст. Наиболее известные секвенции — Dies irae, Stabat Mater.
2) Повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте, следующее непосредственно за первым проведением.

СЕРЕНАДА (фр. serenade, итал. serenata, от sera — вечер)

1) Песня лирического характера (обращение к возлюбленной), исполняющаяся вечером или ночью. Ее истоки — вечерние песни трубадуров. Серенада была распространена в быту южных романских народов (Италия, Франция); ее исполняли под аккомпанемент лютни, мандолины, гитары. Впоследствии серенада стала жанром камерной вокальной музыки, вошла в оперу. Широко известны серенады Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского.
2) Сольная инструментальная пьеса в характере вокальной серенады.
3) Циклическое произведение для ансамбля инструментов, родственное дивертисменту.

СИЛА ЗВУКА — величина звуковой энергии. Является одной из характеристик певческого голоса. Сила звука у певцов зависит от величины подскладочного воздушного давления, тонуса смыкания голосовых складок, от размеров ротового отверстия и от степени поглощения звуковой энергии тканями и полостями ротоглоточного канала. Не следует отождествлять понятия силы звука и его громкости. См. Громкость.

СИЦИЛИАНА (итал. siciliana — сицилийская) — вокальная или инструментальная пьеса в спокойном плавном движении, в размере 6/8 или 12/8, с характерным пунктирным ритмом. Жанр сицилианы послужил основой арий, романсов, песен.

СКАЗИТЕЛЬ — русский народный поэт-певец, исполнитель былин, эпических и исторических песен. Сказители пользовались 2—3 традиционными напевами речитативного характера, применяя их независимо от содержания текста. Индивидуальность сказителя проявлялась в подборе поэтических выразительных средств, компоновке текста. Среди выдающихся русских сказителей — Т. Г. Рябинин, А. М. Крюкова, М. Д. Кривополенова и др.

СКАЛЬД (исл. skald — поэт, певец) — поэт в Норвегии и Исландии IX — XIII вв. Скальды сочиняли хвалебные песни в честь военных вождей, хулительные стихи и отдельные строфы, отражая современные им события. Поэзия скальдов существовала в устной традиции, до наших дней дошли лишь некоторые стихи. Музыка скальдов не сохранилась.

СКОМОРОХ — русский средневековый музыкант, странствующий актер. Скоморох соединял в одном лице певца, музыканта, акробата, дрессировщика. Выступления скоморохов сопровождались игрой на народных музыкальных инструментах (гудке, гуслях, сопелке, волынке). Критическая, антифеодальная и антицерковная направленность скоморошьих представлений была причиной их преследований со стороны церкви и государства вплоть до полного их запрещения в XVII в. Влияние музыкального творчества скоморохов ощутимо в разного рода инструментальных наигрышах. Образы скоморохов созданы в операх «Рогнеда» А. Н. Серова, «Снегурочка» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина.

СМЕШАННЫЙ ХОР — певческий коллектив, состоящий из разнородных голосов, т. е. сопрано, альтов, теноров и басов. В неполном смешанном хоре отсутствует одна какая-либо партия.

СОГЛАСНЫЕ в пении — звуки, которые играют решающую роль в восприятии текста. Разборчивость слова в пении связана с их четким и быстрым произношением (см. Дикция). Действие согласных на голосообразование широко используется в вокальной педагогике (см. Фонетический метод, Закрытый звук).

СОЛИСТ — исполнитель музыкального произведения для одного голоса или инструмента (с сопровождением или без него), а также исполнитель самостоятельной партии в оперном, хоровом, симфоническом произведении.

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ (от итал. solfeggio, от названий звуков соль и фа) — пение вокальных упражнений с произношением названий звуков. Используется в вокальной педагогике для развития точности интонации, навыков чтения с листа.

СОПРАНИСТЫ — певцы-кастраты, в XVI—XVIII вв. исполнявшие верхние голоса в хорах католической церкви. В то время женщинам в церкви петь запрещалось, поэтому для сохранения у мужчин сильного и высокого по диапазону звучания голоса в практику вошла кастрация. Искусство пения сопранистов было также широко распространено в оперном театре в эпоху бельканто. Кастратам поручались партии высоких голосов, в том числе и женские. Их успех у публики часто затмевал пение не только певцов-мужчин, но и женщин. К середине XIX в. сопранисты исчезли с оперной сцены.

СОПРАНО (от итал. sopra — над, выше)

1) Самый высокий женский голос с диапазоном до 1-й октавы — до 3-й октавы. Различают несколько разновидностей сопрано. Колоратурное сопрано — голос очень подвижный, легкий, полетный при сравнительно небольшой силе звука. Диапазон доходит до соль 3-й октавы. Партии: Царица Ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Лакме («Лакме» Л. Делиба), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н. А. Римского Корсакова). Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного звучания, но также обладающий большой подвижностью. Этому голосу доступны как колоратурные, так и лирические партии: Волхова («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Антонида («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Манон («Манон» Ж. Массне). Лирическое сопрано — голос менее подвижный, но сильный и теплый по тембру. Партии: Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Микаэла («Кармен» Ж. Визе), Иоланта («Иоланта» Чайковского), Мими («Богема» Дж. Пуччини). Лирико-драматическое сопрано — широкий лирический голос, насыщенный грудным тембром. Может петь как лирические, так и драматические партии: Аида («Аида» Дж. Верди), Тоска («Тоска» Дж. Пуччини), Кума («Чародейка» П. И. Чайковского). Драматическое сопрано — голос очень мощный, на низких нотах напоминает звучание меццо-сопрано. Партии: Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Брунгильда («Кольцо нибелунга» Р. Вагнера).
2) Высокий детский голос (дискант).
3) Самая высокая партия в хоре.

СПИРИЧУЭЛ (англ. spiritual — духовный) — духовные песни американских негров. Возникли на рабовладельческом Юге США, получили известность в 70—80-е гг. Х!Х в. В жанре спиричуэл произошло слияние двух музыкальных культур — европейской и африканской, что нашло выражение в особенностях мелодии и ритма (блюзовые интонации, синкопирование сочетаются с характерными интонациями и ритмами европейской музыки). Спиричуэл исполняются хором а капелла, основной напев импровизационно варьируется участниками. Напевы спиричуэл использованы в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс», в 9-й симфонии «Из Нового Света» А. Дворжака.

STABAT MATER (Стабат матер, от лат. «Stabat mater dolorosa» — «Стояла мать скорбящая») — средневековая секвенция, католическое песнопение, посвященное образу богоматери. На текст этой секвенции с XV в. создавались многоголосные полифонические произведения (Stabat mater Жоскена Депре, Палестрины). Позднее сочинения на текст Stabat mater приблизились по форме к кантате. Наиболее известна Stabat mater Дж. Б. Перголези, Дж. Россини, А. Дворжака. В XX в. к этому тексту обратился К. Пендерецкий (Stabat mater для 3 хоров а капелла).

СТРАДАНИЯ — вокальный жанр русского фольклора, разновидность частушки лирического или комедийного содержания. Исполняются в медленном темпе.

«СТРАСТИ», пассион (от лат. passio — страдание) — музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра на сюжет из Евангелия о страданиях и смерти Христа. «Страсти» введены в католическое богослужение с IV в., первоначально в виде полупения-получтения на латинском языке, с XIV в.— в виде диалога солиста и хора; позднее возникли «Страсти» типа мотета, где весь текст давался в хоровом изложении. В XVI в. в протестантской Германии появляются «Страсти» с текстом на немецком языке («Страсти» Г. Шютца). В XVIII в. утвердился ораториальный тип «Страстей», которые вышли за рамки литургии и стали исполняться в концертных залах. Выдающиеся образцы этого жанра — «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха. В XX в. известность приобрели «Страсти по Луке» К. Пендерецкого.

СТРЕТТА (итал. stretta, от stringere — сжимать, сокращать)

1) В полифонической музыке имитационное проведение темы, при котором последующий голос вступает раньше окончания темы в предыдущем голосе (см. Имитация, Канон). Часто применяется в фуге.
2) Быстрое увеличение темпа в заключительном разделе музыкального произведения. Наиболее часто используется в ансамблевых и хоровых финалах опер (финал II д. оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, финал II д. оперы «Аида» Дж. Верди), в ариях и дуэтах комедийного или драматического содержания (ария Базилио из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, каватина и стретта Нормы из оперы «Норма» В. Беллини, рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки).

СТРОЙ ХОРА — согласованность между певцами хора в отношении чистоты звуковысотного интонирования. Качество хорового строя зависит от музыкальной и вокальной подготовки певцов, состояния голосового аппарата, ансамбля, акустики помещения, а также от слуховых качеств руководителя хора. Существуют понятия мелодического и гармонического хорового строя. Мелодический (горизонтальный) строй — это чистое интонирование мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, всем хором, поющим в унисон). Гармонический (вертикальный) строй — правильное интонирование интервалов, аккордов.

СУБРЕТКА (фр. soubrette — притворщица) — театральное амплуа, бойкая веселая девушка (часто служанка), помощница главных героев в любовной интриге. Амплуа субретки появилось в итальянской комедии дель арте. Классический тип субретки в опере — Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), в оперетте — Адель («Летучая мышь» И. Штрауса).

СЫГЫТ — манера пения у тувинцев, хакасов и других народностей Алтая, представляющая собой сольное двухголосное пение. Двухголосие возникает благодаря тому, что в гортани в момент фонации кроме голосовых складок образуется еще одна преграда на уровне так наз. ложных голосовых складок, рождающая дополнительный высокий звук типа свиста.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова