Вокальный словарь. Р

Глава №15 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

РАПСОД (от греч. rapto — слагаю и ode — песнь) — древнегреческий странствующий певец-сказитель. Рапсоды исполняли эпические поэмы, сопровождая свое пение игрой на струнных инструментах — лире, кифаре, форминге.

РАСПЕВАНИЕ ХОРА — вокально-слуховая настройка хора, своеобразная вокальная гимнастика, разогревающая и настраивающая голосовой аппарат певцов хора на определенных упражнениях. Задача хормейстера при распевании хора состоит в том, чтобы выработать единую вокальную линию, ансамбль, строй, чистоту интонации, дыхание, высокую позицию звука.

РЕВЕРБЕРАЦИЯ (от лат. reverberare — отражать) — остаточное звучание, возникающее в закрытом помещении в результате многократного отражения звуковых волн от различных поверхностей (стен, потолка, пола). Акустические свойства помещений в большой степени зависят от этого явления, которое в быту часто неправильно называют резонансом. Повышенная реверберация создает гул, мешающий певцу контролировать свое звучание. Недостаточность звукового ответа вызывает непроизвольное форсирование звука. Для вокальных занятий следует использовать помещение с умеренной реверберацией; в гулких помещениях устанавливают звукопоглощающие устройства. При пении в неблагоприятных акустических условиях особенно важен, кроме слухового, контроль за голосообразованием за счет вибрационных, мышечных и других сопутствующих ощущений.

РЕГЕНТ (от лат. regentis — правящий) — руководитель русского церковного хора. Название возникло в XVII в. в связи с введением партесного пения. Регентами называли опытных певчих, которым поручали управление хорами, а также выпускников регентских классов при капелле. Обязанности регента выполняли многие русские композиторы, дирижеры и педагоги, среди них Д. С. Бортнянский, С. А. Дегтярев, Г. Я. Ломакин, А. А. Архангельский, М. Г. Климов, П. Г. Чесноков.

РЕГИСТР (от лат. registrum — список, перечень) — ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру. В зависимости от преимущественного использования грудного или головного резонаторов различают грудной, головной и смешанный регистры. Регистровое строение голоса разное у мужчин и женщин и зависит от особенностей строения мужской и женской гортани. В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра — грудной и головной (фальцет). В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октав его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра). Однако работа в таком режиме возможна только до переходных звуков. При желании спеть более высокие звуки голос вследствие резкой перемены механизма голосообразования переходит в фальцет. При этом голосовые складки расслабляются и растягиваются, вибрируют только краями. Фальцет беден по тембру, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Фальцетным голосом певец может спеть еще целый ряд высоких звуков. Вплоть до 2-й четверти XIX в. певцы-мужчины пользовались в пении натуральными грудным и фальцетным регистрами, сглаживая между ними переход. Позднее они стали использовать прием прикрытия, который дал им возможность найти микстовый регистр и обрести полноценное звучание на всем двухоктавном диапазоне. Под микстом, или смешанным регистром, понимается регистр голоса, в котором отчетливо проявляется как грудное, так и головное резонирование. В редких случаях устройство гортани мужчин таково, что грудной механизм легко переходит в микстовый и весь голос естественно получает единорегистровое звучание.

В женском голосе присутствуют три регистра — грудной, средний (центр, медиум) и головной. У женщин голосовые складки более короткие, что создает предпосылки их смешанной работы в пределах медиума. Переход к нижним звукам, когда голос надо насытить грудным звучанием, требует более плотного смыкания складок. Как правило, при переходе к верхней части диапазона у женщин чистый фальцет не образуется и работа складок остается смешанной.

Естественные регистровые возможности по-разному используются в различных манерах профессионального пения. Народная манере пения характеризуется распространением работы грудного механизма (грудного резонирования) на центральный участок диапазона. Академическая манера пения требует ровности двухоктавного диапазона с сохранением в звуке как головного, так и грудного резонирования (см. Ровность голоса). В разных типах голосов грудное и головное резонирование представлено неодинаково. Низкие, драматические голоса более полно используют грудное резонирование, а легкие и высокие — головное. Естественные границы регистров и местонахождение переходных звуков играют роль в определении типа голоса.

РЕЗОНАНС (фр. resonance, от лат. resono — звучу в ответ, откликаюсь) — явление, при котором в теле, называемом резонатором, под воздействием внешних колебаний возникают колебания той же частоты.

РЕЗОНАТОРЫ (фр. resonance, от лат. resono — звучу в ответ, откликаюсь) — в голосовом аппарате — полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и тембр. Они обладают собственным тоном, высота которого зависит от размеров резонатора. Резонанс возникает при совпадении частоты собственного тона с частотой звука. У певцов различают верхний (головной) и нижний (грудной) резонаторы. Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (область маски, зубов, темени), возникающая вследствие присутствия в голосе высокочастотных обертонов. Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи) в ответ на низкие обертоны голоса. Правильное звукообразование характеризуется ощунием одновременных вибраций головном и грудном резонаторах. Среди полостей, входящих в состав носового аппарата, есть такие, которые меняют свой размер, и следовательно, резонанс (полость гортани, глотка, ротовая полость), и неизменные (носовая и придаточные полости, трахея и бронхи), имеющие постоянные резонаторные свойства. Изменяемые резонаторы (рот и глотка) — место образования формант гласных.

РЕКВИЕМ (от первого слова лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Покой вечный даруй им, господи») — траурная заупокойная месса, крупное произведение для хора, солистов и оркестра; исполняется на латинском языке. От мессы реквием отличается тем, что в нем отсутствуют части Gloria и Credo, вместо которых вводятся другие — Requiem, Dies irae, Lacrimosa и др. Первоначально реквием складывался из григорианских хоралов, с XV в.— из многоголосных обработок хоральных мелодий (реквиемы И. Окегема, О. Лассо, Палестрины). В XVII — XVIII вв. реквием становится монументальным циклическим произведением для хора, солистов и оркестра. Наиболее выдающиеся образцы этого жанра выходят за пределы культовой музыки, выражая глубокий мир человеческих переживаний, связанных со скорбью по усопшим, В концертных залах звучат реквиемы В. А. Моцарта, Л. Керубини, Г. Берлиоза, Дж. Верди, А. Дворжака, Дж. Пуччини. Особое место занимают «Немецкий реквием» И. Брамса, написанный на немецкий текст из Священного писания, и «Военный реквием» Б. Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихами английского поэта У. Оуэна. Реквиемы советских композиторов (Д. Б. Кабалевского, М. А. Юдина) не связаны с традиционным текстом и отражают современную тематику.

РЕФРЕН — (фр. refrain — припев)

1) Повторение окончания строфы в песенных формах XII—XVI вв. (балладе, рондо, вилланелле, фроттоле и др.).
2) Неизменная тема инструментального или вокального произведения, написанного в форме рондо.

РЕЧИТАТИВ (итал. recitativo, oт recitare — декламировать) — род вокальной музыки, основанный на использовании интонационно-ритмических возможностей естественной речи. Строение речитатива определяется структурой текста и распределением акцентов речи, для него не свойственна тематическая повторность. Основные интонации речитатива соответствуют характерным интонациям речи. Речитатив возник вместе с зарождением оперы и близких ей жанров оратории и кантаты и занимал в них важное место, чередуясь с хоровыми и сольными эпизодами. В конце XVII в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы сформировались два типа речитатива: речитатив secco («сухой») исполнялся говорком, в свободном ритме, поддерживался протянутыми аккордами клавесина; речитатив accompagnato (аккомпанированный), с точно определенной ритмикой и более выразительный интонационно, исполнялся в сопровождении оркестра. Эти типы речитатива, особенно речитатив accompagnato, развивались в творчестве К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Дж. Россини. В операх XIX в. с их «сквозным» развитием мелодизированный, драматически насыщенный речитатив свободно переходит в ариозные эпизоды (оперы Р. Вагнера, Дж. Верди, Р. Штрауса). Возможности речитатива-ариозо широко использовались и в творчестве русских композиторов (особенно П. И. Чайковского) наряду с развитием декламационного речитатива, тонко передающего обобщенные речевые интонации (оперы А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского). В XX в. наряду С речитативом применяются близкие к нему типы мелодекламации и речевой декламации с уточненной звуковысотностью и ритмом (так наз. Sprechgesang — речевое пение). Речитатив используется и в камерной вокальной музыке (романсы и песни Ф. Шуберта, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева).

РИТМ (от греч. rhythmos — соразмерность) — организованность музыкальных звуков в их временной последовательности. Наряду с мелодией ритм является одним из основных выразительных элементов музыки. Понятие ритма включает в себя организацию длительностей, акцентов (метр), соотношение частей формы. Выразительное значение ритма тесно связано с темпом.

РИТУРНЕЛЬ (фр. ritournelle, от итал. ritorno — возвращение) — инструментальная тема, служащая вступлением в вокальном произведении (романсе, арии, песне) и повторяющаяся между его разделами и в заключении, после окончания вокальной партии.

РОВНОСТЬ ГОЛОСА — качество хорошо поставленного певческого голоса, заключающееся в едином тембровом звучании голоса по всему диапазону и на всех гласных. Ровный в тембровом отношении голос обладает звонкостью, полетностью, округлостью, объемным звучанием. Акустически ровность голоса объясняется умением сохранять хорошо выраженные высокую и низкую певческие форманты на всех гласных и по всему диапазону. Для достижения этого качества необходимо пользоваться смешанным голосооб-разованием, позволяющим сделать незаметными регистровые переходы (см. Регистры, Микст, Прикрытие). Регистровая ломка, т. е. неровность, разница в звучании различных отрезков диапазона — признак несовершенства вокальной техники.

РОМАНС (исп. romance, букв.— по-романски) — камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. В романсе, по сравнению с песней, текст более связан с музыкой, которая отражает не только его общий характер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену. Инструментальное сопровождение в романсе выступает как равноправный участник ансамбля, выполняющий выразительную функцию. Жанровые разновидности романса — баллада, колыбельная, элегия, болеро и т. д. Термин «романс» появился в Испании для обозначения светских песен на испанском (романском) языке, позднее распространился в других странах как название вокального жанра. В XIX в. романс становится одним из ведущих музыкальных жанров, раскрывающих внутренний, душевный мир человека. В поисках новых выразительных возможностей романса композиторы XIX—XX вв. обращаются к шедеврам поэтического искусства, уделяют особое внимание проблеме декламационности, объединяют романсы в вокальные циклы, в которых противопоставляются контрастные музыкально-поэтические образы. Крупнейшие мастера романса — Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Ш. Гуно, Ж. Массне, Э. Григ, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др.

РОНДО (итал. rondo, от фр. rond — круглый) — музыкальная форма, построенная на чередовании неизменяемой темы-рефрена и постоянно обновляемых эпизодов. Наименьшее число разделов в рондо — пять (три проведения рефрена и два эпизода). В вокальной музыке форма рондо используется в оперных ариях (ария Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», ария Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин») и романсах («Ночной зефир» А. С. Даргомыжского).

«РОССИЙСКАЯ ПЕСНЯ» — вокальный жанр русской музыки 2-й пол. XVIII в. «Российские песни» создавались для голоса с инструментальным сопровождением, в качестве текстов использовались лирические стихотворения русских поэтов. Особенно популярны были «российские песни» композиторов Ф. М. Дубянского и О. А. Козловского. В начале XIX в. этот жанр уступил место русскому романсу.

РОТОГЛОТОЧНЫЙ КАНАЛ — система полостей, по которым звук, рожденный в голосовой щели, проходит к ротовому отверстию (глоточная и ротовая полости). Глотка представляет собой мышечный канал, состоящий из мышц-сжимателей, которые во время пения должны быть расслаблены. Мягкое нёбо с маленьким язычком — подвидное мышечное образование, расслабленное при дыхании, благодаря чему имеется свободный проход из глотки в носоглотку и далее — в нос. В пении мягкое нёбо поднимается и перекрывает ход в носоглотку. Если перекрытие неполное, голос принимает гнусавый оттенок. Движения мягкого нёба подчинены воле, и его активное поднятие в вокальной педагогике подвергается специальной тренировке. Пространство между мягким нёбом и языком называется зевом.

РУЛАДА (от фр. rouler — катать взад и вперед) — быстрый виртуозный пассаж в пении, род колоратуры.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ — вид музыкального творчества русского народа, тесно связанный с жизнью и бытом и передающийся от поколения к поколению в устной традиции. Русские народные крестьянские песни разделяют по жанрам: трудовые, свадебные, игровые, хороводные, обрядовые (календарные), исторические, лирические протяжные, былины, частушки. Для крестьянской песни характерны пение а капелла и подголосочная полифония (см. Подголосок). Позднее возникли городские песни, отражавшие жизнь различных социальных слоев города: рабочие, солдатские, студенческие и т. п. Особый вид народных песен — революционные. С конца XVIII в. русскую народную песню начинают записывать и издавать: в 1790 г. был издан первый сборник песен, составленный Н. А. Львовым и И. Прачем. Среди собирателей песен и составителей сборников — известные русские музыканты И. А. Рупин, Д. Н. Кашин, Н. А. Мельгунов, Е. Э. Линёва, А. М. Листопадов и др. Обработки русских народных песен сделаны М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, С. Н. Василенко, Д. Д. Шостаковичем и др. Русская народная песня сыграла огромную роль в формировании и развитии русской национальной композиторской школы.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова