Вокальный словарь. Х — Ч

Глава №19 книги «Вокальный словарь»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

ХЕЙРОНОМИЯ (от греч. heir — рука, nomos — закон) — условная жестикуляция, применявшаяся при дирижировании хором и указывавшая певцам темп, метр, направление движения мелодии, динамические оттенки. Хейрономия возникла до нашей эры на Востоке, использовалась в Древней Греции, в церковной музыке Византии, на Руси (с XI— XII вв.).

ХОМОНИЯ, раздельноречие — в русском церковном пении произнесение слов с включением дополнительных гласных между согласными и после заключительной согласной, например, «видевоше» вместо «видевше», «согрешихомо» вместо «согрешихом» (отсюда название «хомония»). Хомония была вызвана необходимостью приспособить старые канонические тексты к новым, более развитым напевам. Существовала с XV в. до середины XVII в.

ХОР (от греч. choros — хороводная пляска с пением)

1) В античном театре — коллективный участник спектакля, самостоятельное действующее лицо, олицетворявшее народ.
2) Певческий коллектив, исполняющий вокальное произведение с инструментальным сопровождением или а капелла. По тембровой однородности звучание хора аналогично звучанию группы однородных инструментов оркестра (струнных, духовых). По составу голосов хоры бывают однородными и смешанными. Минимальное число участников хора — 12 человек (по 3 человека в хоровой партии), что обусловлено возможностью пользоваться цепным дыханием. По манере голосообразования различают хоры академические и народные. Особую специфику имеет хор в опере и оперетте, где хоровое пение сочетается с драматической игрой актеров-хористов.
3) Музыкальное произведение для коллектива певцов.

ХОРАЛ (нем. Choral, от лат. cantus choralis — хоровое песнопение) — религиозные песнопения западно-христианской церкви. Хорал имел два основных типа — григорианский, оформившийся в VII в. в католической церкви, и протестантский, возникший в XVI в. в эпоху Реформации. Григорианский хорал, преимущественно одноголосный, исполнялся на латинском языке. В протестантском хорале использовался перевод канонического текста на национальный язык, распространилась практика четырехголосной гармонизации напевов, исполнявшихся всей общиной верующих. Протестантский хорал оказал огромное влияние на формирование светского профессионального музыкального искусства Германии, Чехии, других стран.

ХОРМЕЙСТЕР (от слова «хор» и нем. Meister — мастер) — хоровой дирижер, руководитель хора.

ХОРОВЕДЕНИЕ — специальный предмет в системе музыкального образования в России, изучающий историю развития хорового искусства, типы и виды хоров, средства художественной выразительности, используемые в хоре, репетиционный процесс, различные организационные вопросы и т. д. Курс хороведения основал и разработал П. Г. Чесноков.

ХОРОВОД — древний вид народного искусства. В хороводе сочетаются танец, пение, игровое действие.

ЦЕЗУРА (лат. caesura — рубка, рассечение) — граница между фразами в музыкальном произведении. При исполнении выявляется в остановке, смене дыхания и т. д. По своему значению цезура близка к знакам препинания в словесной речи и является главным средством фразировки. Цезура иногда указывается композитором с помощью специальных знаков (запятая над нотным станом, фермата между тактами и др.), но чаще фразировка предоставляется на усмотрение исполнителей.

ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ — вид хорового дыхания, при котором певцы сменяют дыхание не одновременно, а «по цепочке», поддерживая непрерывность звучания.

ЧАСТУШКИ — жанр народной песни-куплета, распространенный в России с конца XIX в. Частушку называют также коротушкой, припевкой, прибаской, топтушкой и т. п. Истоки частушки восходят к скоморошьим плясовым песням. Их тематика очень разнообразна: наряду с любовными, юмористическими, трудовыми частушками существуют сатирические и частушки на политические темы. В основе частушек лежит импровизация, мгновенная поэтическая реакция на какое-нибудь событие. Исполняются частушки соло, дуэтом, хором, в сопровождении гармоники, балалайки, иногда перемежаясь с плясками. Нередко на одну мелодию поется целый ряд текстов.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова