Колоратура

12.01.2011 в 19:34.

По-итальянски «coloratura» - значит украшение. Украшения в музыке - это виртуозные пассажи, трели и другие похожие на них «музыкальные орнаменты», которые расцвечивают основную мелодию арии или - реже - романса.

Как правило, колоратуры встречаются в произведениях, написанных для самого высокого, легкого и подвижного женского голоса - колоратурного сопрано. Так, все вы, наверное, не раз слышали арию Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» или арию Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин». Но бывают колоратуры и в произведениях, написанных для других голосов. Например, ария дона Базилио «Клевета» в опере Россини «Севильский цирюльник» написана для баса, но богато «изукрашена» колоратурами.

Особенно характерны колоратуры для опер итальянских композиторов. Итальянские певцы издавна славились своей виртуозностью, и с самых давних времен в итальянской музыке сложилась традиция расцвечивать вокальную музыку разными украшениями. В XIX веке эта традиция отчасти сказалась и в сочинениях композиторов других стран,

Встречаются колоратуры и в русской музыке. Вспомните арию Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила». В партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова колоратурные пассажи подчеркивают холодность, фантастическое происхождение дочери Мороза и Весны. А в романсе Алябьева «Соловей» колоратура подражает птичьим трелям.

Л. В. Михеева


Поищите однокоренные слова, и вы придете к слову "колорит", которое, как вы знаете, означает окраску. От латинского корня color (цвет) происходит и итальянское слово coloratura, буквально означающее "украшение".

Украшения в музыке связываются с дополнительными мелодическими распевами. Они бывают разными, по-разному и называются. Колоратура - лишь один из видов украшений и относится только к вокалу, к вокальной музыке и вокальному исполнительству. Быстрые, технически сложные, виртуозные пассажи, характерные мелодические обороты, зрительно ассоциирующиеся с рисунком кружева, - все это и объединяется в понятие колоратуры. Исполнение такой музыки требует особой выучки, тренировки. Исполнение колоратур доступно любому голосу, независимо от его высоты, но чаще всего этой техникой владеют певицы с высокими голосами. Высокий, легкий, чрезвычайно подвижный голос называется колоратурным сопрано. Именно для такого голоса написаны партии Людмилы из "Руслана и Людмилы" М. И. Глинки или Шемаханской царицы из "Золотого петушка" Н. А. Римского-Корсакова.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова