Опера Николаи «Виндзорские проказницы»

Die lustigen Weiber von Windsor

12.01.2011 в 12:59.

Отто Николаи (Otto Nicolai) ВИНДЗОРСКИЕ ПРОКАЗНИЦЫ / Виндзорские кумушки (Die lustigen Weiber von Windsor) — комическая фантастическая опера О. Николаи в 3 д., либретто Г. С. Мозенталя. Премьера: Берлин, 9 марта 1849 г., под управлением автора.

Образ сэра Джона Фальстафа, созданный Шекспиром («Виндзорские кумушки», «Генрих IV»), неоднократно воплощался в музыке. Среди опер — «Веселые виндзорские кумушки» П. Роттера, К. Диттерсдорфа, С. Меркаданте, «Фальстаф, или Три шутки» А. Сальери (одна из лучших комических опер XVIII в.), «Фальстаф» М. Белфа, А. Адана. В 1893 г. был поставлен Фальстаф Дж. Верди. В опере Николаи соединяются лиризм, неприхотливый юмор и поэтическая фантастика, близкая традициям музыкального романтизма. Характеризуя свою задачу, композитор писал: «Это должна быть прежде всего немецкая музыка, но к этому следует присоединить итальянское изящество».

Старый повеса толстяк Джон Фальстаф отправил два совершенно одинаковых любовных письма подругам-соседкам — миссис Форд и миссис Педж (у Николаи это госпожи Флют и Райх, однако в театральной практике им нередко возвращаются шекспировские имена). Подруги решают посмеяться над хвастливым рыцарем. Миссис Форд назначает ему свидание. Едва Фальстаф начинает любезничать с ней, как возвращается ревнивый муж. Перепуганный ловелас прячется в большую корзину для грязного белья, а слуги выносят ее и вываливают содержимое в канаву. Однако вскоре Фальстаф снова отправляется на свидание. Опять неудача: врывается все тот же Форд, и, чтобы выйти из положения, его жена переодевает Фальстафа в платье уволенной старой служанки. Ревнивый муж, обыскав весь дом, не обнаружил любовника, но, чтобы сорвать гнев, отколотил ненавистную ему старуху. Ночью в парке шутники, надев в фантастические костюмы, под видом духов дурачат и пугают толстяка, а в это время Анна, дочь миссис Педж, против воли родителей венчается в часовне со своим возлюбленным Фентоном.

Музыка Николаи мелодична, остро характерна. Композитор использует приемы оперы-буффа, в лирических эпизодах — средства итальянской кантилены. Есть в «Виндзорских проказницах» теплота и задушевность, в финале — очарование романтической сказки, словно не озорные горожане, а сказочные эльфы подшучивают над Фальстафом. Сценичность, выразительность музыки, выигрышные партии определили судьбу оперы. Она обошла весь мир, и даже появление шедевра Верди не помешало ее триумфальному шествию. В России опера была впервые представлена в Петербурге, на сцене Александрийского театра, 22 сентября 1859 г. (О. Петров — Фальстаф, Д. Леонова — миссис Педж, А. Латышева — миссис Форд, С. Артемовский — Форд, И. Сетов — Фентон). Ставилась она и в 1870-90-х гг. с участием Ф. Стравинского (Фальстаф), И. Мельникова, Л. Яковлева (Форд), Э. Павловской, Е. Мравиной (миссис Форд), Н. Фигнера (Фентон). Партию миссис Форд исполняла и молодая А. Нежданова. После 1917 г. опера Николаи шла во многих театрах, а в 1964-м, в ознаменование 400-летия со дня рождения Шекспира, была поставлена в Ленинграде, на сцене Народного театра оперы и балета Дворца культуры им. Кирова.

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова