Второе рождение театра

Глава №18 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Театр "Ла Скала" сыграл исключительную роль в развитии оперного жанра в Италии. Немало замечательных страниц вписал этот театр и в историю мировой музыкальной культуры. В конце XIX и начале XX века, в период наивысшего подъема оперного искусства в Италии, дебют на сцене "Ла Скала" расценивался как заявка на всемирную известность. Успехи театра были связаны с общим расцветом итальянской оперной музыки и исполнительского мастерства. Среди певцов того времени нам хорошо знакомы имена Аделины Патти, Франческо Таманьо, Виктора Мореля, Маттиа Баттистини, Розины Сторкьо, Анджело Мазини, Джеммы Беллинчони, Эудженио Джиральдони.

В начале XX века славу "Ла Скала" приумножила новая плеяда певцов - Энрико Карузо, Титта Руффо, Джузеппе Де Люка, Эмма Карелли, Джованни Мартинелли, позже Тито Скипа, Беньямино Джильи, Тоти Даль Монте, Аурелиано Пертиле.

Началом нового периода для "Ла Скала" был 1921 год, когда художественным руководителем театра стал Артуро Тосканини. Этот период продолжался немногим более десяти лет, но по своему значению он составил целую эпоху, "эпоху Тосканини".

Тосканини был наделен глубочайшим чувством "голоса" и хорошо знал сцену. В правильном сочетании всех компонентов музыкального спектакля - партитуры, вокального мастерства, актерского искусства, декораций - дирижер видел решение основной задачи: раскрытия замысла композитора. Он никому не позволял, в том числе знаменитостям, только петь. Тосканини боролся с малейшими проявлениями нарочитой виртуозности в пении, если это мешало подлинной выразительности, решительно отвергал "оперность", тщательно оберегал музыку от "декоративных наклеек". Он прививал певцам верный художественный вкус и умение проникать в образ, учил не просто петь, но и жить на сцене. Отвергая излишнюю "вокализацию" партии, Тосканини в то же время поддерживал певца, если он стремился найти лучшее, отвечающее замыслу композитора и художественной правде решение той или иной вокальной задачи. В этом Тосканини следовал традициям Верди.

В "Ла Скала" появляются новые "звезды" - певцы, в которых великий дирижер сумел увидеть задатки настоящих артистов и развить их. Благодаря Тосканини баритон Мариано Стабиле, считавшийся рядом с "золотыми гортанями" заурядным статистом, стал непревзойденным Фальстафом. Примером может служить также Аурелиано Пертиле, которого называли "тенором Тосканини". Даже такие запетые на итальянской сцене партии, как Манрико и Радамес, оживали в его исполнении, превращаясь в образы, наполненные глубоким жизненным содержанием. Можно упомянуть еще Танкреди Пазеро, артиста, прекрасно владевшего голосом, словом и жестом, создавшего яркие, запоминающиеся образы Филиппа II и Вотана; Карло Галеффи - выразительнейшего Риголетто; Эцио Пинца - превосходного Мефистофеля.

С Тосканини пели Тито Скипа, Габриэлла Безанцони, Тоти Даль Монте, Мария Дзамбони, Мафальда Фаверо, Мария Канилья, Джанна Педерцини, Маргарита Карозио, Эбе Стиньяни.

В 1933 году фашизм вынудил Артуро Тосканини эмигрировать в Америку. Это, конечно, нанесло серьезный ущерб творческой жизни театра "Ла Скала".

К началу второй мировой войны театр в значительной мере утерял былую славу. В ночь с 15 на 16 августа 1943 года прямым попаданием фугасной бомбы здание театра было разрушено.

Восстановление театра, или, вернее, его возрождение, началось сразу же после освобождения Италии от немецкой оккупации. В 1945 году был утвержден чрезвычайный комиссар по восстановлению театра - Антонио Гирингелли. В этой должности Гирингелли находился до 1948 года. 1 июля 1948 года было создано Автономное общество театра "Ла Скала" во главе с комитетом, президентом которого избирается мэр города Милана. Гирингелли назначается на пост директора театра. Талантливый организатор, любящий и хорошо понимающий искусство, доктор Гирингелли немало способствовал успеху первого оперного театра Италии.

Еще до того как было восстановлено здание, оркестр "Ла Скала" начал выступать на открытой эстраде, устроенной в старинном миланском замке Сфорца. Это были своеобразные репетиции. Они давали возможность сохранить оркестр в полном составе.

11 мая 1946 года, в день торжественного открытия театра, за дирижерский пульт после шестнадцатилетнего перерыва вновь поднялся Артуро Тосканини.

Он дирижировал концертом, в программу которого были включены отрывки из произведений Россини ("Вильгельм Телль", "Сорока-воровка", "Моисей"), Верди ("Навуходоносор", "Сицилийская вечерня"), Пуччини ("Манон Леско"), Бойто ("Мефистофель"). В концерте приняли участие Мафальда Фаверо, Рената Тебальди, Иоланда Гардино, Джованни Малипьеро, Джузеппе Несси, Мариано Стабиле, Карло Форти и Танкреди Пазеро.

Уже на следующий день во всех газетах появились отзывы под такими заголовками: "Праздник в "Ла Скала", "Дирижерская палочка Тосканини возрождает "Ла Скала" к музыке и пению", "Триумф Тосканини после 16 лет изгнания", "Искусство Тосканини освещает возрождение "Ла Скала"...

Появление замечательного музыканта, старейшего дирижера явилось как бы символом, знаменующим начало нового творческого подъема прославленного театра.

Уже летом и осенью 1946 года в помещении Миланского Дворца спорта театром "Ла Скала" были осуществлены постановки "Мефистофеля" Бойто, "Тоски" Пуччини, "Аиды", "Риголетто", "Силы судьбы" Верди, "Лоэнгрина" Вагнера, "Кармен" Бизе, "Сельской чести" Масканьи, поставлены балеты "Треуголка" Де Фалья и "Коппелия" Делиба. Кроме того, оркестром "Ла Скала" в помещении театра были даны 14 концертов, программы которых состояли из произведений Кабалевского, Брамса, Гершвина, Дебюсси, Моцарта, Респиги, Бетховена, Баха, Мендельсона, Чайковского, Шостаковича, Вагнера, Штрауса, Томмазини, Синигаля, Шопена, Альбениса, Вивальди, Шуберта, Равеля, Вебера, Россини, Манджагалли, Де Фалья, Онеггера. Дирижировали Тосканини, Вотто, Клецки, Казелла, Цекки, Гуарньери, Росси, Онеггер.

В первом же сезоне на сцене театра "Ла Скала" уже шли оперы "Навуходоносор", "Травиата", "Дон Карлос", "Риголетто", "Андре Шенье", "Манон", "Богема", "Мадам Баттерфляй".

Труппа "Ла Скала" показывает свои спектакли также и в других итальянских городах: Бергамо, Болонье, Катании, Кремоне, Флоренции, Генуе, Мантуе, Модене, Палермо, Парме, Перудже, Риме, Турине, Триесте.

На гастроли в "Ла Скала" приезжают известные иностранные дирижеры - Вильгельм Фуртвенглер, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян, Исай Добровейн, Дмитрий Митропулос. Частой гостьей в "Ла Скала" стала труппа Венской государственной оперы, показавшей на сцене театра несколько опер Вагнера.

В 1950 году оперная труппа театра "Ла Скала" совершила турне за границу. В Лондоне и Эдинбурге шли "Отелло", "Фальстаф" и "Любовный напиток". В 1956 году театр побывал на гастролях в Вене и Берлине, где показал оперу Доницетти "Лючия ди Ламмермур".

Затем следуют гастроли в Париже, Брюсселе, Гааге, Амстердаме, Гамбурге, Дюссельдорфе, Марселе, Ницце, Цюрихе. Спектакли театра пользовались большим успехом.

"Ла Скала" снова становится одним из ведущих оперных театров мира. Его репертуар свидетельствует о стремлении сохранить традиции и найти новые художественные формы решения оперных спектаклей.

Быстрый подъем объяснялся тем, что театр располагал прекрасными исполнительскими силами. В театре работали лучшие оперные дирижеры, пели замечательные мастера старшего поколения итальянских певцов. Их славу продолжило и закрепило среднее поколение - Федора Барбьери, Онелия Финески, Феруччо Тальявини, Джино Беки, Итало Тайо, Тито Гобби, Рената Тебальди, Клара Петрелла, Мария Каллас, Марио Дель Монако, Джузеппе Ди Стефано, Джанни Поджи, Джульетта Симионато, Никола Росси-Лемени, Чезаре Сьепи - и, наконец, младшее - Антоньетта Стелла, Рената Скотто, Фьоренца Коссотто, Франко Корелли, Джанни Раймонди, Этторе Бастианини, Джилиола Фраццони, Флориана Кавалли, Габриэлла Картуран, Джан Джакомо Гуэльфи.

В последние годы "Ла Скала" обогатил свой репертуар новыми операми и поставил ряд уже известных, но давно не шедших опер и балетов.

Значительное место в репертуаре "Ла Скала" занимают произведения русских композиторов. До начала XX века в Италии мало знали о русской композиторской школе. Итальянский оперный театр XIX века ревниво относился к иностранным авторам и очень неохотно включал их произведения в свой репертуар. Известно, что даже "Лоэнгрин" Вагнера потерпел в 1873 году на сцене "Ла Скала" грандиозное фиаско. Для итальянского зрителя конца XIX века "симфонизм" вагнеровских опер был слишком сложен и непонятен. К тому же среди известных итальянских композиторов было немало принципиальных противников тех новаций, которые внес в оперное искусство Вагнер.

И только одиннадцать лет спустя "Лоэнгрин" взял блистательный реванш.

Вслед за Вагнером, наряду с операми других иностранных композиторов, в репертуар итальянских театров начинают входить оперы русских композиторов. Заметный перелом наступил в 1908 году, когда Дягилев организовал гастроли русской оперы в Париже. Успех был настолько велик, что "Ла Скала" сразу предложил включить в репертуар "Бориса Годунова" Мусоргского с участием Шаляпина.

Заслуга Шаляпина в утверждении русских опер в "Ла Скала" очень велика. И не только русских. Выступление выдающегося певца в освистанном в свое время самими же итальянцами "Мефистофеле" Бойто позволило вернуть оперу на сцену. Вскоре после этого русский бас с огромным успехом спел Бориса Годунова, приобщив итальянцев к гению Мусоргского. Шаляпин вошел в историю "Ла Скала" как величайший мастер. Современники так оценивали его искусство:

"Шаляпин - самый совершенный mimo (Под словом "mimo" подразумевается артист, прекрасно владеющий актерским мастерством.) века... Федор Шаляпин - нечто большее, чем великий бас. Он - подлинный артист, который, как никто, умеет чувствовать и выражать мысль, заложенную в музыке". Итальянцы рядом с ним ставят только двух своих соотечественников - тенора Энрико Карузо и баритона Титта Руффо.

"Борис Годунов" был первой русской оперой, поставленной на сцене театра "Ла Скала". По числу представлений в послевоенные годы "Годунов" уступает лишь наиболее репертуарным операм - "Богеме", "Тоске", "Травиате", "Аиде", "Отелло", "Андре Шенье".

10 сентября 1947 года (До 1949 года театральный сезон в "Ла Скала" начинался в сентябре, с 1949 года его открытие перенесено на декабрь.) "Борис Годунов" был возобновлен на сцене "Ла Скала" с таким составом: Танкреди Пазеро (Борис Годунов), Борис Христов (Пимен), Никола Росси-Лемени (Варлаам), Рина Корси (Марина), Томазо Спатаро (Самозванец), дирижировал Ионель Перлеа. Художником спектакля был Николай Бенуа. Позже партию Бориса Годунова стал петь Борис Христов.

В 1949 году увидела свет и "Хованщина" (Иван Хованский - Никола Росси- Лемени, Андрей - Франческо Албанезе, Шакловитый - Джованни Ингиллери, Досифей - Борис Христов, Марфа - Федора Барбьери и Джульетта Симионато, дирижер и режиссер - Исай Добровейн, художник - Николай Бенуа).

В сезоне 1949/50 года театр показал балеты Чайковского "Лебединое озеро" и "Спящую красавицу", "Петя и Волк" Прокофьева.

Начиная с 1947 года в "Ла Скала" не было сезона, чтобы на его сцене не шли русская опера или балет. Произведения Мусоргского, Чайковского, Римского- Корсакова, Бородина, Прокофьева прочно вошли в репертуар театра.

За один только 1951 год были поставлены: "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина, "Евгений Онегин" Чайковского, "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Любовь к трем апельсинам", "Огненный ангел" Прокофьева; балеты: "Половецкие пляски" Бородина, "Имперский балет", "Дивертисмент", "Серенада", "Танцевальная сюита" (все на музыку Чайковского), "Испанское каприччо" Римского-Корсакова, "Золушка», "Петя и Волк", "Ромео и Джульетта" Прокофьева.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова