Обновление репертуара

Глава №26 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Упорно боролся Тосканини и за обновление репертуара операми современных композиторов. Настоящими событиями в истории "Ла Скала" стали постановки Саломеи Рихарда Штрауса и Пеллеаса и Мелизанды Дебюсси.

Премьеру Саломеи с нетерпением ждали в Италии. Слухи об этой опере, в которой отразились новые художественные веяния, интриговали любителей музыки. Тосканини, по свидетельству Хоцинова, близко знал Рихарда Штрауса. Он высоко ценил его симфонические поэмы, оперу Саломея, и хотел первым поставить её в "Ла Скала". Маэстро обратился к композитору с просьбой разрешить ему абсолютную премьеру в Милане.

–– Он ответил: хорошо, — рассказывал Тосканини, — и я назначил день премьеры в "Ла Скала" 26 декабря 1906 года… Он снова ответил: хорошо. Отлично. Но подождите, подождите… Однажды я читаю в газете, что Штраус будет сам дирижировать Саломеей в Турине за неделю до моего представления в Милане! Святая Мадонна! Я поразился. Я чуть не сошёл с ума. Я не мог есть. Не мог спать. В тот же вечер я сел в венский поезд и на следующее утро стоял перед ним, у него в доме. Штраус стал оправдываться, ссылаясь на заключённый контракт. Но потом намекнул, что за сумму гораздо большую, нежели ему предложили в Турине, он смог бы уступить премьеру Милану. "Штраус, –– сказал я ему, –– как музыкант я снимаю перед вами шляпу. Но как человек… надеваю десять шляп!"

И маэстро с презрением, исказившим его лицо, стал лихорадочно нахлобучивать десять воображаемых шляп.

Тосканини пошёл на хитрость. Он с удвоенной энергией принялся за репетиции Саломеи. Пожалуй, это оказался единственный случай в его практике, когда на последнем прогоне оперы он ни разу не остановил оркестр и не попросил что-нибудь исправить.

— Почему? — обратились к нему с вопросом музыканты.

— Всё шло великолепно! — отрезал дирижёр.

Накануне премьеры оперы в Турине Тосканини устроил в "Ла Скала" генеральную репетицию. На неё пригласили прессу, критиков и постоянных посетителей театра.

Публика, заполнившая зал до отказа, украшенные цветами ложи, роскошные туалеты дам — всё создавало праздничную атмосферу настоящей премьеры. Фактически это и была премьера, а не генеральная репетиция. Не нарушав условий контракта с композитором, Тосканини выпустил Саломею на день раньше, нежели в Турине.

Оперу поставили в Италии в конце 1906 года (спустя год после премьеры в Дрездене). С подобной музыкой Тосканини ещё не приходилось встречаться. Саломея, созданная по мотивам декадентской пьесы Оскара Уайльда, оказалась произведением сложным, необычным. Сюжет напоминал кошмарное сновидение.

Но, по словам Эрнста Краузе, исследователя творчества композитора, "великолепная, упоительная музыка словно маскирует своей мощью всё то ужасное, чем заполнено отнюдь не возвышенное содержание оперы..."

Ромен Роллан назвал Саломею Рихарда Штрауса "чудовищным шедевром".

Однако Тосканини привлекли к этой опере её высокие музыкальные достоинства, и он создал спектакль, который высоко оценили в Италии так же, как в своё время в Германии, где Саломея получила восторженный приём.

Стремление наиболее широко показать необычную, в духе времени музыку, какую Тосканини считал достойной внимания, привело его к выбору для постановки в "Ла Скала" в начале 1908 года музыкальной драмы Клода Дебюсси Пеллеас и Мелизанда. И своим сюжетом (в его основу легла трагедия Метерлинка), и музыкой — изысканной, трепетной, своеобразно оркестрованной — опера оказалась настолько непривычной для итальянской сцены, что не могла не вызвать возражения.

— В силу странной иронии, — с горечью говорил Дебюсси, — публика, требующая нового, на самом деле пугается его и начинает насмехаться всякий раз, как только пытаются вывести её из навыков привычного мурлыканья... Это может показаться непонятным, но не следует забывать, что попытка создания прекрасного нового в произведении искусства многим людям всегда кажется личным оскорблением.

На премьере 2 апреля 1908 года в зале имелись свободные кресла, и немногие поняли тогда, что слушают выдающееся сочинение.

Перед открытием занавеса Тосканини предупредил исполнителей, чтобы те продолжали оперу, даже если за его спиной разразится буря. Поначалу публика держалась спокойно, видимо, озадаченная непривычным звучанием, но вскоре поднялся невероятный шум. Он заглушил и певцов и оркестр. Но дирижёр вёл оперу как ни в чём не бывало. Наконец, крики замолкли. Это стало одним из самых грандиозных музыкальных сражений Артуро Тосканини, из которого он вышел победителем.

Это оказалась одна из самых грандиозных битв.

В конце спектакля зрители дружно аплодировали исполнителям. Счастливый маэстро сделал редкое исключение: вышел на сцену вместе с героями оперы и стал рукоплескать публике, приговаривая:

— Молодцы! Очень умно! Очень умно!

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова