Опера Вагнера «Риенци»

Rienzi, der Letzte der Tribunen

12.01.2011 в 13:31.
Опера Вагнера «Риенци» / Rienzi

РИЕНЦИ, последний из трибунов (Rienzi, der letzte der Tribunen) — большая трагическая опера Р. Вагнера в 5 д., либретто композитора по роману Э. Бульвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов». Премьера: Дрезден, 20 октября 1842 г.; на русской сцене — Петербург, Мариинский театр, 22 октября 1879 г., под управлением Э. Направника. В XX в. опера была поставлена в 1923 г. в Петрограде, в Театре оперы и балета, под управлением Д. Похитонова (премьера — 7 ноября).

Владычество феодальной знати в Риме и Папской области вызывало ненависть населения городов, в особенности в среде ремесленников и купцов. В 1347 г. власть аристократии была свергнута, в Риме создана республика, которую возглавил Кола ди Риенци, назвавший себя народным трибуном. Феодалам удалось собрать силы и свергнуть Кола. Он бежал, но в 1354 г. вернулся в Рим уже в качестве эмиссара Папы Иннокентия VI и снова захватил власть, но потерял ее, вооружив против себя ремесленников, купцов и другие группы населения. Погиб во время восстания.

Из многочисленных произведений, посвященных судьбе «последнего трибуна», наибольшей известностью пользовался привлекший внимание Вагнера роман английского писателя Э. Булвер-Литтона (1835). Автор относится с симпатией к своему герою, с неприязнью и страхом к народу, показанному как изменчивая, колеблющаяся толпа. Риенци в романе погибает не потому, что сверг иго аристократии, а потому, что сторонники его предали. Вагнер, создавая оперу, во многом отошел от Булвера в плане идейном, но вместе с тем еще более приукрасил главного героя, превратив его в рыцаря без страха и упрека и показав, как народ, испуганный наложенным на Риенци церковью проклятием, оставляет своего любимца.

Структура оперы Вагнера в известной мере близка к французской «большой опере» типа "Немой из Портичи" или "Гугенотов" (в значительной части «Риенци» сочинялся в Париже). Зрелищность и резкие сдвиги ситуаций, шествия, парады, марши, сражения, непременный балет во II д. как будто роднят эти произведения. Но между ними немало отличий. И если произведение Вагнера восприняло кое-какие элементы «Гугенотов», то, в свою очередь, оно повлияло на "Пророка" — и не с точки зрения сценарной, а чисто музыкальной.

Риенци ненавидит римских патрициев, презирающих народ, убивших его младшего брата и пытающихся похитить его сестру Ирену. Ее спасает молодой Адриано Колонна. Народ во главе с Риенци свергает власть патрициев, но враги не смиряются. Один из них совершает покушение на вождя восстания. В заговоре участвует и отец Адриано. Он убит в сражении со сторонниками Риенци, а сын его присоединяется к заговору, созревающему в недрах партии восставших. Папский легат произносит проклятие трибуну, и народ в ужасе разбегается. Друзья оставляют Риенци, только сестра хранит ему верность. Разъяренная толпа поджигает Капитолий, в котором укрылись Риенци и Ирена. Адриано стремится спасти девушку, но сильнейшее пламя охватывает здание. Он гибнет вместе с Риенци и Иреной.

Музыка оперы неровна: последние два действия много выше первых трех. Мощны и героичны хоры, ансамбли, марши, позволяющие предчувствовать появление аналогичных эпизодов в Тангейзере. Ярко театрален финал. Одна из лучших страниц партитуры — хор вестников мира. Увертюра хотя и построена на проведении основных тем, а не их драматургическом развитии, но торжественностью, праздничной призывностью музыки свидетельствует о зрелости таланта композитора.

Опера имела в Дрездене большой успех, которому в немалой мере способствовало исполнение заглавной партии феноменальным чешским певцом И. Тихачеком и участие крупнейшей немецкой артистки В. Шрёдер-Девриент. Успех «Риенци» имел в жизни Вагнера поворотное значение. Еще недавно безвестный музыкант выдвинулся на одно из первых мест в Германии.

На тот же сюжет написано несколько оперных произведений, в том числе А. Пери (Милан, 1862), В. Персиккини (Рим, 1874), Л. Риччи (Венеция, 1880) и др. Оперу «Кола ди Риенци» на итальянское либретто А. Гисланцони написал русский композитор В. Кашперов (она была поставлена во Флоренции в 1863 г.).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова