Руджеро Леонкавалло
Глава №156 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюРуджеро Леонкавалло родился в Неаполе. Здесь же он и учился в старинной консерватории, пользовавшейся всемирной известностью. В начале пути, казалось, он немногому научился у своих выдающихся мастеров: играл в кафе, странствовал по Франции, Англии, Египту, но нигде ему не удавалось найти возможности для более творческой работы.
Однако, даже играя в кафе, он урывками находил время и для дальнейшего совершенствования знаний по композиции.
Безуспешно предлагал он театрам первую свою оперу, написанную на основе драмы де Виньи. Никто не заинтересовался произведением, созданным неизвестным музыкантом. Но это не сломило ни прилежания Леонкавалло, ни его честолюбия. Он брался за новые и новые оперы, которые тоже не попадали на сцену. Успех «Сельской чести» Масканьи повлек за собою решительную перемену и в жизни Леонкавалло.
Молодой композитор увидел, что интерес публики во все большой степени обращается к реальной жизни: публика и на оперной сцене хочет видеть окружающую ее кипучую жизнь. Леонкавалло оставил свои эксперименты, прекратил работу над задуманной оперной трилогией и приступил к сочинению двухактной драматической оперы.
Но не только пример Масканьи оказал влияние на Леонкавалло. В это время мир обошла опера Бизе «Кармен», которая изображала живую действительность и именно этим покоряла слушателей. Образцом для Леонкавалло служило и творчество Верди. Итак, Леонкавалло примкнул к направлению так называемого веризма. В его новой опере, либретто которой написано им самим, нет ни обрисовки исторических обстоятельств, ни громких тирад, но есть стремление к правдивости и драматической сжатости. Название новой оперы «Паяцы». Эта опера Леонкавалло сломила равнодушие и нерасположение к нему музыковедов. Премьера «Паяцев» состоялась в театре «Ла Скала» 21 мая 1892 года. Опера завоевала мировую известность. Художественное значение «Паяцев» очень велико. В ней выведены на сцену прекрасно охарактеризованные образы и звучит мелодия, это величайшее сокровище и сила итальянских мастеров, провозглашая красоту и могущество мелодичности в такой период истории музыки, когда реальный музыкальный язык мелодии и гармонии все более отвергался композиторами.
Для мирового успеха «Паяцев» характерно, что менее чем год спустя после миланской премьеры, 28 марта 1893 года, опера была поставлена и на сцене будапештского Оперного театра. Венгерская публика также приняла оперу с восторгом.