«Бал-маскарад»
Глава №117 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюПервоначальный текст «Бала-маскарада» написал Эжен Скриб (1791—1861). Драматург Скриб — одна из интереснейших и весьма характерных фигур в «театральном производстве» прошлого столетия. Он был мастер, но не в классическом смысле слова, а скорей искусный мастеровой, твердой рукой отмеривающий сценические эффекты. На сцене было сыграно около 500 пьес Скриба, среди них многие, в том числе и «Стакан воды», имели мировой успех.Скриб, в соответствии с требованиями «крупного производства», работал с целым коллективом соавторов. Иногда он лишь вчерне намечал общий ход пьесы, детали которой разрабатывались другими.
Большинство драм Скриба давно сошло со сцены. Оперные же либретто его живы до сих пор. Наиболее известны «Африканка», «Гугеноты», «Северная звезда», «Роберт-дьявол» (музыка Мейербера); «Фаворитка» (музыка Доницетти); «Белая дама» (музыка Буальде); «Жидовка» (музыка Галеви); «Немая из Портичи» и «Фра-Дьяволо» (музыка Обера).
Либретто Скриба «Бал-маскарад» впервые было положено на музыку Обером. Героем драмы был шведский король, Густав III, и Скриб, с некоторой поэтической вольностью, написал либретто на тему событий 1792 года. В это время ветер французской революции уже долетел и в Швецию. Здесь также готовилась схватка прогрессивных сил с консервативными. Разногласия разрешились драматически: капитан Анкерстрем на бале-маскараде в стокгольском оперном театре одним выстрелом смертельно ранил шведского короля Густава III.
Скриб, не вскрывая исторической и социальной обстановки убийства короля, превратил события, связанные с ним, в живую, интересную историю. Однако музыка Обера не принесла драме триумфа. Публика скоро забыла эту оперу. Два знаменитых либреттиста, работавших с Верди, — Пьяве и Сомма — написали новый вариант либретто. Новое либретто на итальянском языке было написано в 1857 году. К концу этого же года Верди уже закончил партитуру оперы. Согласно договору, заключенному с импрессарио Торелли, «Бал-маскарад» должен был быть показан в неаполитанском оперном театре. Все уже было готово к премьере, однако, в последний момент постановка была запрещена. Дело в том, что за несколько дней до объявленной премьеры Феличе Орсини совершил покушение на французского императора Наполеона III, бросив в него бомбу. Вдохновенный и самоотверженный патриот Орсини использовал скамью подсудимых в качестве трибуны. Вместо того, чтобы оправдываться перед судьями, он разоблачил кровавых деспотов разодранной на клочки и угнетенной Италии, палачей, пославших сотни и тысячи итальянских патриотов в тюрьмы и на эшафот. Орсини обвинял австрийских захватчиков Габсбургов, папскую власть и Бурбонов-угнетателей. Слова Орсини нашли отклик во всем мире.
Неаполитанский король, Фердинанд Бурбон, испугался громового эха слов Орсини. Его напугала опера, в которой действуют заговорщики. Он считал, что Верди своей оперой подстрекает слушателей: уничтожьте и вы своих тиранов, как хотел Орсини уничтожить угнетателя французского народа.
Герцог Вентиньяна, интендант неаполитанского оперного театра, созвал целую комиссию, призванную переработать либретто Скриба—Пьяве—Сомма. Верди, однако, не согласился с новым вариантом текста, настаивая на первоначальном. Неаполитанский двор не остановился даже перед неким «цивилизованным» насилием. Торелли возбудил против Верди процесс по возмещению убытков, причиненных упрямством композитора. Верди, однако, остался непоколебим. Он взял свою оперу обратно, передав ее римскому оперному театру.
Это было не первое столкновение великого итальянского композитора с цензурой. Уже первое его выдающееся произведение, опера «Навуходоносор» (1842), вызвало возражения австрийских поработителей. Представления ее почти каждый раз выливались в демонстрацию. Оперу «Ломбардцы» миланский епископ Гайсрук хотел снять с постановки. Его преосвященство утверждал, что Верди оскорбил чувства верующих католиков. Действительная причина, разумеется, заключалась в другом. Верди ничуть не затрагивал чьих-либо религиозных убеждений, просто в «Ломбардцах» (1843) он выступал против австрийского гнета. Во время постановки оперы «Аттила» (1846) дело дошло до прямых революционных выступлений. Публика из символического содержания оперы поняла, что Аттила олицетворяет династию Габсбургов, а защитники Рима — итальянских патриотов. «Битва при Леньяно» (1849) также всколыхнула итальянское общественное мнение. Демонстрациям публики, повторяющимся изо дня в день, не могло помешать даже вмешательство полиции. Так что Верди обладал уже достаточным революционным опытом и не отступил и на этот раз перед цензурой угнетателей. Единственной уступкой, на которую он согласился, было перенесение действия из Стокгольма в Бостон.