Опера Лео Делиба «Лакме»
12.01.2011 в 14:49.«Лакме» (фр. Lakmé) — опера Лео Делиба в 3 действиях, либретто Э. Гондине и Ф. Жилля.
Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 14 апреля 1883 г.
Действующие лица:
• Нилаканта, брамин (бас или баритон)
• Лакме, его дочь, жрица (сопрано)
• Маллика, подруга Лакме (меццо-сопрано)
• Хаджи, слуга Нилаканты (тенор)
• Джеральд, английский офицер (тенор)
• Фредерик, английский офицер, его друг (баритон)
• Елена, дочь губернатора, невеста Джеральда (сопрано)
• Роза, племянница губернатора (сопрано)
• Миссис Бенсон, их гувернантка (меццо-сопрано)
• Индийцы, баядерки, торговцы, английские солдаты и матросы
Действие происходит в Индии во второй половине XIX века.
На утренней заре в тенистый сад с храмом приходят индийцы вознести моления Браме. Верховный жрец Нилаканта благословляет их и обещает возмездие поработителям-англичанам. С гимном Браме появляется Лакме. Нилаканта уходит, поручая дочь Маллике и Хаджи. Лакме и Маллика рады своему мирному приюту, но Лакме всегда тревожится за отца, когда он уходит в город. Маллика успокаивает ее, девушки уплывают в лодке. В опустевший сад забредают гуляющие англичане — Елена, Роза, их гувернантка и два молодых офицера. Джеральд и Фредерик рассказывают о грозном Нилаканте, который скрывает здесь ото всех юную жрицу. Елена хочет ее увидеть, но Фредерик предостерегает: они совершают преступление, войдя в священный сад. Все уходят, остается лишь Джеральд, чтобы зарисовать для своей невесты Елены понравившиеся ей драгоценности. Красота сада действует на него странно, в душе возникает чудный призрак прекрасной девушки. Услышав приближение Лакме и Маштаки, Джеральд прячется. Маллика оставляет Лакме в одиночестве. Девушку охватывает неведомое чувство. Заметив Джеральда, она пугается, но тут же отсылает к отцу в город прибежавших на ее крик Маллику и Хаджи, а потом приказывает Джеральду уйти. Однако юноша, очарованный красотой Лакме, пробуждает ее сердце. Услышав, что Нилаканта возвращается, Джеральд спешит удалиться. Нилаканта видит сломанную изгородь и призывает кару на голову нарушившего покой священного сада.
Базарная площадь с храмом вдали. Торг в разгаре. Все наперебой расхваливают свои товары. Любопытствующие Роза, миссис Бенсон и Фредерик тоже здесь. Гадальщик предлагает свои услуги миссис Бенсон, китаец-торговец пытается всучить ей волшебную воду, цыган крадет платок и часы. Разъяренная гувернантка грозит гневом губернатора. Раздаются звуки колокола, возвещающие полдень, торг должен прекратиться. Стража разгоняет купцов. Начинается праздник. Танцуют баядерки, затем уходят в сопровождении толпы, а в одежде саниасси — индийского кающегося — появляется Нилаканта, сопровождаемый дочерью. Под руку с Джеральдом через площадь проходит Елена. Розу пугает Нилаканта, просящий подаяния. Он мечтает о мщении. Затем его мысли обращаются к дочери: она стала грустной, что-то тревожит ее. Нилаканта догадывается, что душевный покой Лакме нарушил тот, кто дерзко проник в храмовый сад. Он велит Лакме петь, надеясь, что англичанин выдаст себя, услышав ее голос. Лакме начинает легенду о дочери пария. На ее голос собирается толпа, но того, кого ищет Нилаканта, нет. Он заставляет дочь петь снова. Вдали проходят офицеры, среди которых Джеральд и Фредерик. Лакме смущается и прерывает пение криком. Джеральд бросается к ней. Тщетно удерживает его Фредерик. Нилаканта торжествует. Звуки труб и барабанов призывают офицеров, они уходят с войском. Нилаканта совещается с заговорщиками. На площади остается лишь Лакме, охраняемая верным старым Хаджи. Он готов на все для своей госпожи и спасет ее друга. Появляется Джеральд и страстно объясняется в любви. Нилаканта поражает Джеральда кинжалом и скрывается. Лакме бросается к любимому и видит, что он не убит, а только лишился сознания.
Лесная чаща, перед шалашом на лиственном ложе Джеральд. Лакме напевает ему колыбельную. Джеральд приходит в себя. Случившееся кажется ему сном. Лакме должна уйти. Появляется Фредерик, нашедший потаенное убежище по кровавому следу. Он взывает к офицерской чести: завтра войска выступают в поход, на подавление восстания. После колебаний Джеральд обещает быть верным долгу. Фредерик, услышав приближение Лакме, убегает. Девушка принесла чашу освященной воды. Испив ее, влюбленные свяжут свои судьбы. Слышатся звуки труб и голоса солдат. Лакме видит, что мыслями Джеральд уже не с ней. В отчаянии она срывает цветок ядовитого дерева и прижимает к губам. Появляется Нилаканта. Он готов поразить врага, но Лакме останавливает его: Джеральд пил из священной чаши, он неприкосновенен! Со словами любви на устах она умирает.
Л. Михеева
Имя французского композитора Лео Делиба сегодня ассоциируется с тремя произведениями — балетами «Сильвия» и «Коппелия», а также с оперой «Лакме», но при жизни он был весьма известным и успешным композитором. К 1881 г. он создал несколько опер, два балета, немало оперетт, все эти сочинения пользовались успехом. Заказ на очередную оперу он получил от театра Комической оперы. Сюжет, который дирекция предложила композитору, был вполне типичен для той эпохи — во второй половине XIX столетия многие композиторы обращались к восточной тематике, достаточно вспомнить «Африканку» Джакомо Мейербера, «Искателей жемчуга» Жоржа Бизе, «Аиду» Джузеппе Верди. В сюжете, предложенном Делибу, можно усмотреть нечто общее с этими произведениями: так же, как в «Африканке», девушка из «экзотической» страны полюбила иноземца-иноверца и пожертвовала собственной жизнью ради его него; подобно вердиевской Аиде, героиня мечется между преданностью отцу и любовью к мужчине.
Основой либретто, созданного Филиппом Жилем и Эдмоном Гондине, послужило произведение Пьера Лоти. Этот французский писатель (по основному роду занятий — офицер военного флота) прославился своими романами, действие которых разворачивалось в «экзотических» колониальных странах. В данном случае речь шла о его «полинезийской идиллии» — романе «Рараю, или Женитба Лоти», но в опере действие было перенесено в Индию, находящуюся под властью Великобритании. Индусы побеждены, но не сломлены — они готовы бороться за свободу, и одним из вдохновителей этой борьбы становится брамин Нилаканта.
Музыкальная характеристика действующих лиц не оставляет никаких сомнений относительно того, на чьей стороне симпатии композитора. Номера, характеризующие британцев — квинтет в первом действии, военные марши во втором и третьем — выдержаны в манере, напоминающей о комической опере или даже оперетте. Даже лирический герой не вызывает сочувствия. В партии Джеральда присутствуют очень красивые мелодии — таковы его арии в первом и третьем актах — но им недостает страсти, и даже в дуэтах с Лакме музыкальная речь остается достаточно холодной, в искренность и глубину его чувств к Лакме трудно поверить (напрашивается вывод, что, если бы девушка осталась в живых, британец в конечном итоге ее бросил бы).
Совсем иначе охарактеризованы индусы, прежде всего — заглавная героиня. Центральным номером ее партии, пронизанной песенными мелодиями, становится ария из второго акта, так называемая «ария с колокольчиками» (легенда о девушке, чьи колокольчики привлеки внимание Вишну). Образ Нилаканты сложен: в стансах из второго действия он представлен любящим отцом, в сценах с хором — фанатичным, мстительным религиозным деятелем.
Приступив к работе над «Лакме» летом 1881 г., Делиб завершил ее в июне 1882 г., и уже в октябре начались репетиции. Премьера, состоявшаяся в апреле 1884 г., имела большой успех.
Публикации
- Большие гастроли Красноярского театра оперы и балета в Москве (belcanto.ru) (24.08.2022 в 13:30)
- «Лакме» Делиба как культурный прорыв (belcanto.ru) (02.04.2022 в 18:40)
- Концертное исполнение «Лакме» Делиба в Московской филармонии (belcanto.ru) (16.06.2021 в 13:21)
- Три века «Опера комик» (продолжение) (operanews.ru) (09.02.2015 в 21:46)
- «Лакме» в Опера Комик (operanews.ru) (10.02.2014 в 14:07)