Концерт

12.01.2011 в 19:42.

Вы включаете радио и слышите: «Передаем концерт по заявкам. Чайковский. Первый Концерт для фортепиано с оркестром». Слово концерт было произнесено два раза, но с разным значением. Каково же оно в каждом случае?

Латинское concertare означает состязаться. Итальянское concerto - согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей и создаются по тому же принципу, что и сонаты (в рассказе о сонате вы можете прочесть об этом подробнее). Встречаются также концерты, состоящие из большего количества частей, бывают они и одночастными. Множество концертов написано для рояля, скрипки, виолончели с оркестром. Есть концерты и для других инструментов - для духовых, для баяна, домры и т. д. Вы могли услышать и концерт для голоса с оркестром. Его написал советский композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр.

Иногда композиторы пишут концерты не для одного, а для двух или трех солирующих инструментов. Тогда концерт так и называется: двойной или тройной...

Что же касается другого значения термина концерт, то оно означает публичное исполнение музыкальных произведений, на котором присутствует публика. Так же называют, кроме того, исполнение музыкальных произведений по радио и телевидению, хотя передачи там часто ведутся из студий, в которых никакой публики не бывает.

Концерты могут быть разные: симфонические и камерные, хоровые и эстрадные, сольные и смешанные.

Л. В. Михеева


Два значения этого слова так мирно сосуществуют, что они даже воспринимаются как совершенно самостоятельные понятия. Никто ни с чем не перепутает концерт как выступление артистов перед публикой. Концерт может быть сольным, смешанным, симфоническим, духовым, литературным и т. д.

Вполне привычно звучит слово "концерт" и как обозначение жанра: например, концерт для фортепиано с оркестром, хоровой духовный концерт, концерт для оркестра, концерт для органа и т. д.

Однако между двумя значениями одного слова есть нечто общее - основа. Латинское concerto означает "состязаюсь". Что касается выступления артистов, то здесь употребление этого понятия объяснимо и уводит нас к античным временам, когда музыканты публично состязались в своем искусстве.

Иное дело - состязание внутри одного музыкального произведения. Это музыкальное соревнование правильнее называть концертированием. Оно появилось в XVI веке, на том уровне музыкального мышления, когда стало возможным сопоставление музыкальных мыслей, "высказанных" различными исполнителями (партиями, голосами) внутри одного произведения. Возник своего рода условно-музыкальный театр, в котором отдельные голоса олицетворяют собой персонажей этого театра. В процессе композиции они объединяются, разделяются, сопоставляются, противопоставляются, вступают друг с другом в контакты и конфликты, образуют "партии" и "группировки". Словом, весь этот музыкальный театр являет собой подобие человеческого общества, со всем разнообразием его взаимоотношений.

Казалось бы, этот игровой по природе жанр не должен вообще присутствовать в церковной музыке, а ведь он зародился именно там. И это совсем неудивительно. Дело в том, что все церковные ритуалы - своего рода театр, он требует от служителей культа умения создавать необходимое настроение, нужные образы. Концертирование на тексты библейских псалмов появилось в хоровой музыке для того, чтобы музыкальные образы более соответствовали поэтическим.

Концертирование в хоровой музыке оказалось столь занимательным, столь соответствующим музыкальной природе, что быстро и навсегда привилось и в инструментальных жанрах. Начиная с XVII века инструментальный концерт стал одним из любимейших музыкальных жанров. Живой, яркий, темпераментный, блестящий - он сочетает выразительность и виртуозность, доставляя радость композиторам, исполнителям и слушателям. Инструментальные концерты писали А. Вивальди и И. С. Бах, В. А. Моцарт и Л. Бетховен, Ф. Шопен и Р. Шуман, Ф. Лист и И. Брамс, П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович и др. Как никогда много концертов пишут сейчас, когда происходит интенсивный гастрольный обмен исполнителями. Они выступают обычно не только с сольными программами, но и в симфонических концертах с исполнением инструментального концерта.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова