Рейнгольд Глиэр (Reinhold Glière)

25.12.2010 в 23:01.

Глиэр. Прелюдия (оркестр п/у Т. Бичема)

Рейнгольд Глиэр (Reinhold Glière)

Русский композитор. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). В 1900 окончил Моск. консерваторию, где занимался у М. М. Ипполитова-Иванова (композиция), А. С. Аренского и Г. Э. Конюса (гармония), С. И. Танеева (полифония), И. В. Гржимали (скрипка). В 1900-01 в Петербурге посещал собрания Беляевского кружка. С 1901 преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. муз. школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. — Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). С 1913 профессор по классу композиции, с 1914 директор киевской консерватории, а также рук. оперного, оркестрового, камерно-инстр. классов (среди учеников — Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, М. П. Фролов и др.). В 1920-41 профессор Моск. консерватории по классу композиции (среди учеников — Ан. Н. Александров, А. А. Давиденко, Л. К. Книппер и др.).

В первые годы после Великой Окт. социалистич. революции вёл муз.-просветительную работу в красноармейских и рабочих аудиториях. В 1920-22 зав. муз. секцией Моск. отдела нар. образования, сотрудник Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, чл. этнографич. секции Моск. пролеткульта. В 1938-48 пред. Оргкомитета Союза советских композиторов. С 1908 выступал как дирижёр (в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии). В кон. 30-х гг., а также в 1947 и 1950 предпринял несколько гастрольных поездок по Сов. Союзу, выступая с авторскими концертами.

Творчество Глиэра тесно связано с традициями рус. муз. классики. Для произв. Глиэра характерны теплота и искренность высказывания, отмеченные широкой мелодич. распевностью; музыка Глиэра одновременно подкупает изяществом гармонии, ясностью и стройностью форм. В целом композитору свойственна эмоцион. уравновешенность, в его сочинениях доминируют светлые, лирич. и эпически-повествоват. настроения. Муз. наследие Глиэра велико и разнообразно по жанрам.

Крупной вехой в истории отечеств. балета стал «Красный мак» (1927, Большой театр, Москва), первый сов. репертуарный балет на совр. революц. тему. Широкую популярность получил балет Глиэра «Медный всадник» (по А. С. Пушкину, 1949, Ленингр. театр оперы и балета), в котором эпизоды тонкой, проникновенной лирики чередуются с торжественными, славящими рус. народ. В этих произв. Глиэра, как и во мн. других, органично претворены интонации рус. нар. песен и танцев.

Композитор также использует в своём творчестве фольклорные источники и др. народов Сов. Союза. Его оперы «Шахсенем» (1927, Азерб. театр оперы и балета), «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. театр оперы и балета) и «Гюльсара» (соавтор тот же, 1949, там же) стали значит, вехой в становлении азерб. и узб. муз.-театр. культур. В этих произв. Глиэр соединил своеобразные черты искусства народов Закавказья и Ср. Азии с приёмами рус. классич. муз. школы. Неоднократно обращался композитор и к укр. фольклорному материалу (симф. картина «Запорожцы» — 1921, симф. поэма «Заповит» — 1941, и др.).

Отличительные черты симф. произв. Глиэра — монументальность образов, яркая живописность, картинность, колористич. изысканность, тяготение к программности. Наиболее ярко проявились они в 3-й симфонии («Илья Муромец», 1909-11), продолжающей традиц. для рус. музыки линию эпич. симфонизма. Одно из центр. мест в творчестве Глиэра принадлежит концерту для голоса с оркестром (1943), насыщенному задушевными песенными оборотами. Среди камерных произв. популярность получил 4-й струн, квартет (1946). Глиэр — автор большого числа произв. для разл. инструментов (гл. обр. фп.), занявших прочное место в учебно-педагогическом репертуаре.

Г. М. Цыпин

Произведения

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова