Опера Бородина «Князь Игорь»

Prince Igor

12.01.2011 в 13:13.
Илья Глазунов. ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА. 1980 г. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина "Князь Игорь"
Илья Глазунов. СТЕНЫ ПУТИВЛЯ.1980 г. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина "Князь Игорь" Илья Глазунов. ДВОР ГАЛИЦКОГО.1980 г. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина "Князь Игорь" Ф. Ф. Федоровский. «Князь Игорь». Эскиз декорации, 1934 год. Константин Коровин. Плач Ярославны. 1909. Эскиз декорации к опере Бородина «Князь Игорь» Н.К. Рерих. Путивль. 1914. Эскиз декорации к опереБородина «Князь Игорь» Николай Рерих. «Путивль». 1908

Опера в четырех действиях с прологом Александра Порфирьевича Бородина; либретто композитора по русской эпической поэме «Слово о полку Игореве».
Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 года под управлением К. Кучеры.

Действующие лица: Игорь Святославович, князь Северский (баритон), Ярославна, его жена во втором браке (сопрано), Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор), Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (бас), Скула, гудочник (бас), Ерошка, гудочник (тенор), Няня Ярославны (сопрано), Кончак, половецкий хан (бас), Кончаковна, его дочь (меццо-сопрано), Овлур, крещёный половчанин (тенор), Половецкая девушка (сопрано). Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ.

Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит: в прологе, в первом и четвёртом действиях — в городе Путивле, во втором и третьем действиях — в половецком стане в 1185 году.

Пролог

На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «Божьим знаменьем» и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идёт защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов. Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка. Они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её волнуют недобрые предчувствия. Князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.

Действие первое

Картина первая. Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближённых, укравших их подружку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит. Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?».

Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжёлые предчувствия. С любовью думает она о своём муже, тоска и печаль сжимают ей сердце. С жалобой на Галицкого и его людей приходят девушки. Княгиня высказывает появившемуся Галицкому своё неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности — половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Действие второе

В половецком стане томится в плену князь Игорь. Вечер. Половецкие девушки танцами и песнями развлекают дочь хана — Кончаковну. Однако все мысли её поглощены пленным юношей — княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает она часа свидания с ним. Проходят русские пленники, возвращающиеся с тяжёлой работы. Спускается ночь. Радостно встречаются влюблённые — Владимир Игоревич и Кончаковна. Нежно и пылко признаются они друг другу в любви, мечтают о счастье.

Не спится и князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощённой врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он сможет, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга — Ярославну. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещёный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается. Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем — лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что, как только вырвется из плена, соберёт новую рать и снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками — то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.

Действие третье

С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведёт он за собой. Кончак и половцы приветствуют войско. Ханы уходят делить награбленное. Русские пленники рассказывают о сожжённом Путивле, о горе жён и матерей. «Князь, беги ты в Русь, не дай погибнуть ей», — обращаются они к Игорю. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей — для князя, княжича и себя. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться. Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: «Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей». Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: «Вот тебе жена, Владимир!»

Действие четвёртое

В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждёт от них ответа — где Игорь, что с ним? С тоскою смотрит Ярославна вокруг — на выжженные сёла, заброшенные пашни. Болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян.

Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнаёт Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней! Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить: колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь!

Народ величает князя Игоря.

В. Панкратова, Л. Полякова


Одна из лучших русских опер не была окончена Бородиным. Ее завершили А. Глазунов и Римский-Корсаков. В этом сочинении композитору удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать замечательное и подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают сочинению ориентальные мотивы, связанные с характеристикой половцев. Знаменитой стала хореографическая картина из 2 д. «Половецкие пляски» (особенно в постановке К. Голейзовского). Многие арии из опер, такие, как ария Князя Игоря Ни сна, ни отдыха, ария Кончака Здоров ли, князь? (2 д.), приобрели всемирную известность. Опера сразу стала очень популярной. Отметим московскую премьеру 1898 (солисты Хохлов, Дейша-Сионицкая, Собинов, Власов и др.), постановку в Мариинском театре (1915, с участием Шаляпина в партии Князя Галицкого и половецкими плясками в постановке М. Фокина). Зарубежная премьера оперы состоялась в Праге (1899). В 1971 режиссер Р. Тихомиров осуществил постановку одноимённого фильма-оперы.

Е. Цодоков

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова