Мануэль де Фалья (Manuel de Falla)

20.12.2010 в 23:49.
Мануэль де Фалья (Manuel de Falla)

Фалья — крупнейший испанский композитор XX века, яркий и своеобразный мастер. Вслед за своим предшественником Исааком Альбенисом он использовал оригинальный испанский мелос, развил национальный стиль, обогатив его достижениями современной гармонии, и тем самым включил его в общемировую музыкальную культуру.

Мануэль де Фалья родился 25 ноября 1876 года в древнем испанском городе Кадисе. Мать, хорошая пианистка, стала первой учительницей сына, музыкальная одаренность которого проявилась очень рано. В девять лет он стал принимать участие в многочисленных любительских концертах, которыми увлекалось образованное общество города, в частности, пел в хоре, исполнявшем ораторию Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте». Вскоре появились и первые собственные сочинения, с которыми он также выступал в домах Кадиса. Образование его было полностью домашним: дети в семье Фалья не посещали школу. Однако Мануэль занимался с лучшими педагогами города, брал уроки гармонии и контрапункта. Серьезная домашняя подготовка позволила ему в 1896 году, когда семья переселилась в Мадрид, поступить в консерваторию в класс фортепиано X. Трага. Продолжал он и занятия гармонией и контрапунктом. Уже в эти годы проявилась тяга Фальи к театру: за семь лет (1897—1904) он написал музыку пяти сарсуэл. Этот жанр пользовался в Испании большой любовью и успешно конкурировал с итальянской оперой. Однако сценического успеха опыты Фальи не имели. В 1902 году Фалья начал заниматься с Фелипе Педрелем — крупнейшим ученым-музыковедом, педагогом и композитором, явившимся вдохновителем музыкального возрождения Испании. Именно Педрель подсказал своему ученику путь опоры на национальные традиции и испанский фольклор. В 1905 году Фалья стал победителем конкурса на одноактную оперу, объявленного мадридской Академией изящных искусств. Его опера «Короткая жизнь» была признана лучшей. Одержал он победу и на фортепианном конкурсе, начавшемся непосредственно вслед за композиторским. Однако дальнейших перспектив для себя в Мадриде молодой музыкант не видел и в 1907 году отправился в Париж. Он познакомился с Дебюсси, Равелем, Стравинским, Дюка Альбенисом и другими крупными музыкантами. Это позволило ему совершенствовать свое мастерство, обогатить стиль, расширить взгляды на музыкальное творчество.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны Фалья возвращается в Мадрид. Здесь по его инициативе создается Национальное музыкальное общество д ля пропаганды старинной и современной музыки отечественных композиторов. Он успешно сотрудничает в «Театре сарсуэлы», пишет балет «Любовь-волшебница», позднее завоевавший мировую славу; пантомиму «Коррехидор и мельничиха» (1916); балет «Треуголка» (1918), поставленный труппой Дягилева в 1919 году. Тогда же им создается опера «Блуждающие огни» по мотивам музыки Шопена, продолжается работа над сочинением, которое сам композитор определил как «симфонические впечатления для фортепиано с оркестром» — «Ночами в садах Испании», одним из самых ярких его произведений.

Творчески наполненный, интенсивный 1919 год принес композитору и большое горе — кончину его родителей, и Фалья решает расстаться с Мадридом, где все напоминает ему об утрате. Он переезжает в Гранаду, живет там в атмосфере народной музыки, знакомится с поэтом Федерико Гарсия Лоркой. О них говорят впоследствии: «Фалья был музыкант, Лорка — поэт. Но Федерико в поэзии был музыкантом, а Мануэль поэтом в музыке». Их связывает не только дружба, но и общие устремления. Они организуют фестиваль народной музыки — канто хондо, для которого повсюду разыскивают народных певцов, не затронутых эстрадным влиянием. Одновременно идет работа над крупным творческим замыслом: заказом известной меценатки княгини де Полиньяк на произведение для ее театра. Им стал «Балаганчик маэстро Педро» (1922), написанный на собственное либретто по «Дон Кихоту» Сервантеса и сочетающий в себе черты оперы, балета-пантомимы и кукольного представления. «Балаганчик» получил широкое распространение на концертных эстрадах многих стран.

Во второй половине 1920-х годов Фалья пользуется международным признанием. Он много путешествует, дает концерты, часто бывает в Париже, в Италии, в Лондоне, но неизменно возвращается в Гранаду. Начало гражданской войны в Испании заставило его замкнуться в стенах своего дома, особенно после того, как в 1936 году франкистами был убит Лорка. В 1939 году он покидает Испанию, чтобы никогда не вернуться. Последние годы жизни композитор проводит в Аргентине — сначала в Буэнос-Айресе, а затем в Альта Грасия, в провинции Кордова. Там он и умирает 14 ноября 1946 года.

Л. Михеева

Произведения

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова