Опера Верди «Эрнани»

Ernani

12.01.2011 в 17:42.
Опера Верди «Эрнани» / Ernani

ЭРНАНИ (Ernani) — музыкальная драма Дж. Верди в 4 ч., либретто Ф. М. Пьяве по одноименной драме В. Гюго. Премьера: Венеция, театр «Ла Фениче», 9 марта 1844 г.

Драма В. Гюго «Эрнани» (1830) ознаменовала торжество романтизма в театре. Свободолюбивые антифеодальные тенденции пьесы, яркая театральность, эффектность ситуаций увлекли Верди. Обращение к подобному сюжету позволило композитору обогатить оперные формы, выйти за пределы хоровой драматургии ранних произведений, сосредоточив действие на судьбе ограниченного круга героев. Это не был возврат к опере в духе Доницетти (который на свой лад использовал сюжет Гюго в "Лукреции Борджа"), а открытие новых путей — психологической романтической драмы. Композитор и либреттист сохранили верность Гюго, усилив лишь возможность применения событий пьесы к итальянской действительности.

Герцог Хуан Арагонский поднял восстание против испанского короля Карлоса, казнившего его отца, и ушел в горы, где под именем Эрнани возглавил отряд мятежников. Он любит прекрасную Эльвиру, но она против воли должна стать женой сурового старого дона Руиса Гомеса де Сильвы. Эльвиру любит и король. Эрнани, защищая любимую, вызывает его на дуэль, но поединок прекращает появление де Сильвы. Эрнани скрывается от преследований короля под видом пилигрима и находит убежище в замке де Сильвы. Верный законам гостеприимства, хозяин замка укрывает соперника, но тот должен дать слово, что, услышав звук рога де Сильвы, покончит с собой. Эрнани удается избавить Эльвиру от ненавистного брака и снискать прощение короля. В день его свадьбы с Эльвирой раздается звук рога: де Сильва требует смерти своего врага. Верный слову, Эрнани кончает жизнь самоубийством. Эльвира падает мертвой на его труп.

Композитор, либреттист, зрители видели в образах Эльвиры (донна Соль в драме Гюго) и Эрнани олицетворение благородства, мужества, чести молодой Италии; Сильва олицетворял деспотизм австрийского владычества. Темы личной и политической свободы в опере тесно связаны друг с другом. Ярко очерченные характеры, выразительный речитатив, мастерски построенные арии, ансамбли, хоры, страстная энергия, взрывчатый драматизм музыки определили значение этого произведения как важнейшей вехи в развитии итальянского музыкального театра. «Эрнани» быстро завоевал оперные сцены Италии, а затем Европы. В Париже он был переименован, а действие перенесено в другую страну из-за протеста Гюго, возмущенного искажением его пьесы.

В Петербурге «Эрнани» был впервые исполнен итальянской труппой в 1846 г. Опера не сходила со сцены и в последующие годы, пользуясь все возрастающим успехом, но ставилась лишь частными итальянскими антрепризами. Среди спектаклей последних десятилетий примечательна постановка в миланском театре «Ла Скала» в сезоне 1982/83 г. (дирижер Р. Мути, режиссер Л. Ронкони).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова