Опера Направника «Дубровский»

Dubrovsky

12.01.2011 в 17:28.

Опера русского композитора Направника (1895, Петербург), в 4 действиях. Либретто М. Чайковского по одноименной повести Пушкина.

Главные персонажи: Владимир (тенор), Маша (сопрано), Андрей Дубровский (бас), Троекуров (баритон).

Сын Андрея Дубровского Владимир вернулся домой, в имение своего отца. Здесь он узнает о ссоре отца с помещиком Троекуровым, который задумал с помощью продажных судей завладеть их имением. После смерти отца Владимир начинает мстить. Его слуги поджигают помещичий дом, и Владимир вместе с ними скрывается, став разбойником. Однажды в лесу, увидев Машу, дочь Троекурова, Владимир задумал ее украсть, но затем отказывается от этих намерений, ибо девушка понравилась ему. После того как в руки разбойников попадает француз Дефорж, направлявшийся в качестве учителя в дом к Троекурову. Дубровский, завладев документами француза приходит к помещику, выдавая себя за учителя. У Маши и Дубровского завязывается роман. Когда отец решает выдать дочь замуж за князя Верейского, Маша решает прибегнуть к помощи мнимого француза. И даже, когда француз раскрывает свое подлинное имя, это не меняет ее отношения к нему. Между тем Дубровского ищут, подозрение пало на "француза". Дубровскому надо бежать, но поздно. Во время свидания с Машей появляются солдаты и смертельно ранят его. Маша рыдает у трупа любимого.

Е. Цодоков


ДУБРОВСКИЙ — опера Э. Направника в 4 д. (5 к.), либретто М. Чайковского по одноименной повести А. Пушкина. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 3 января 1895 г., под управлением автора. В декабре того же года состоялась премьера в Москве, на сцене Большого театра.

«Дубровский» — лучшая и наиболее популярная опера Направника. Сильная сторона ее музыки — лиризм, ясный мелодизм, искренность. Но за пределы лирики в чистом виде композитор выйти не мог. Он сосредоточил внимание на любви Маши и Дубровского; образ борца с несправедливостью, дворянина, временного союзника крепостных, выступающего против своего же сословия, исчез, а остался лишь нежный влюбленный. Ради Маши Владимир отказывается от мести. Верность любви он хранит до конца.

В отличие от повести, Дубровский в опере смертельно ранен и умирает у ног Маши. Весь его образ, начиная с арии I д. «О, дай мне забвенье, родная», выдержан в тонах чувствительного лиризма. То же нужно сказать о Маше. Во многом эти персонажи перекликаются с Татьяной и Ленским, Лизой и Германом — первых картин Евгения Онегина и Пиковой дамы. Б. Асафьев писал о произведении Направника: «По таким операм всегда легко можно определить, как данная эпоха понимала и принимала и как слышала сочинения композитора, чье влияние сказалось на эклектике, невольно подражающем всему, что популярно и что бытует в данный момент. Именно в своем „Дубровском" Направник отразил музыку Чайковского в меру понимания ее петербургской абонементной публики 90-х годов, минуя все сильное в музыке Чайковского». Отзыв этот преувеличенно строг, хотя и верен в основе. «Дубровский» сохранил свою привлекательность как для слушателей, так и для артистов, подобно "Демону" Рубинштейна. Подкупают искренность музыки, ее доступность, мастерство композитора. В партии Дубровского выступали многие крупные русские певцы, среди них Н. Фигнер, Л. Собинов, Л. Донской, Д. Смирнов, С. Лемешев, И. Козловский. Опера входила в репертуар ряда отечественных театров, в том числе Большого и Мариинского (Кировского).

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова