Онеггер. Оратории 30-х годов
Глава №66 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ непосредственной близости к Первой симфонии Онеггер задумывает драматическую ораторию «Крики мира» (1931), стремясь выразить в ней растущее чувство тревоги перед ближайшим будущим. Поэт Рене Бизе вместе с композитором заимствуют идею нового произведения из «Гимна одиночеству» английского поэта-романтика Джона Китса. Комментируя прохладный прием «Криков мира» в Париже, Онеггер писал: «Одни увидели в оратории воплощение коммунистических идей, другие — гимн реакционности. В действительности я выразил в ней бунт личности против толпы, которая ее подавляет, — тема вполне актуальная...»
В «Криках мира» Онеггер сознательно отказывается от своих недавних урбанистических увлечений. Вместо воспевания современного города и новейшей техники в качестве высшего достижения цивилизации, он гневно обличает бездушие машины, превращающей человека в своего раба. «Крики мира» — это поэма об одиночестве в современном мире. Машины, окружающие человека, враждебны ему, как и угар «ночного города» — города оргий и кабаков. От одиночества не спасает ни природа, ни любовь (образы, сосредоточенные в средней, лирической части). И хотя в ораторию вводятся мотивы рабочих демонстраций — с соответствующим кругом интонаций, — общий итог ее пессимистичен, ибо автор не видит выхода из бесчеловечного мира машин.
На протяжении предвоенных 30-х годов Онеггер все глубже вникает в обострившиеся общественно-политические проблемы времени. Этому нисколько не препятствует присущая ему склонность к философскому спиритуализму. Композитора волнуют не только судьбы искусства, но и судьбы народов и стран, в частности Франции, пережившей реальную опасность фашистского переворота в феврале 1934 года. Онеггер, как и лучшие представители французской художественной интеллигенции, стремится приблизить свое искусство к запросам широких масс. Вместе с друзьями он принимает деятельное участие в движении Народного фронта, мы видим его в числе организаторов Народной музыкальной федерации Франции рядом с Русселем и Кёкленом (1935). Онеггер пишет песни социально-политического содержания для рабочих хоров: «Юность» на слова П. Вайяна-Кутюрье — одного из активнейших поэтов-коммунистов, «Тревога» (об испанских антифашистах) на стихи Л. Муссинака. Он принимает участие в музыкальном оформлении народного праздника 14 июля 1936 года (годовщина взятия Бастилии); центром этого празднества был уже упоминавшийся спектакль по пьесе Р. Роллана «14 июля», организованный Народным фронтом. Вместе с Ориком, Ибером, Кёкленом, Мийо и Лазарюсом Онеггер пишет музыку к этому спектаклю (ему принадлежит Марш — поход на Бастилию) *.
* Тогда же Онеггер совместно с Ж. Ибером создает оперу «Орленок» (по одноименной драме Э. Ростана), в которой удачно чередуются лирические и массовые сцены, романтические вальсы, церковные напевы и французские народные песни, а также реминисценции «Марсельезы» и Попутной песни Мегюля.
В связи с открытием в Париже Всемирной выставки (1937) социалистическая группировка «Май-1936» ставит спектакль под названием «Свобода», для которого Онеггер пишет прелюдию к одному из самых ярких в этой постановке эпизодов — «Смерти Жореса» на текст Мориса Ростана. На самой выставке, в павильоне «Искусство и техника», исполнялся балет «Белая птица улетела» (сценарий С. Гитри), посвященный достижениям авиации, с музыкой Онеггера и хореографией С. Лифаря. Добавим, что на протяжении 30-х годов Онеггер написал музыку к двадцати кинофильмам.
Онеггер с тревогой следит за стремительным распространением фашистской агрессии в Европе. В мае 1939 года он направляет в адрес Международной конференции защиты мира письмо, в котором заявляет: «...Я всем сердцем с теми, кто ведет упорную борьбу с фашизмом, кто твердо осознал опасность, в которой находится сейчас культура и цивилизация. Фашизм не позволяет художнику свободно творить, бороться, искать новые пути, отдаваться порывам искреннего вдохновения... Можно ли оставаться безразличными к этой угрозе? У подлинных творцов достоинство художника не может сочетаться с фашистским рабством. Искусство может служить определенной идее, но художник должен полностью сохранить свою свободу. Именно в соприкосновении с жизнью растет и крепнет искусство. Жизнь широка, пути, которые она открывает, многообразны».
В атмосфере тревожных размышлений, поисков больших общезначимых тем, способных сблизить духовные интересы композитора и широкой аудитории, рождаются три новые оратории предвоенных лет: «Жанна д'Арк на костре», «Никола из Флю» и «Пляска мертвых». Гуманистические идеи, волновавшие в то время Онеггера, получили наиболее полное выражение в «Жанне д'Арк на костре».