Артюр Онеггер. Первая симфония
Глава №65 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ Первой симфонии (1930) Онеггер впервые нащупывает те принципы симфонизма, которые будут развиты в последующих его симфониях. Уже здесь проявилось свободное мастерство развертывания большой формы с помощью полифонических приемов развития.
Первая часть (Allegro marcato) полна кипучей энергии, обусловленной динамикой разнообразных ритмов и калейдоскопической сменой множества коротких мотивов. Полифункциональные, диссонантные скопления их дерзки, а острые тембровые комбинации исключительно изобретательны. В упрямых, синкопированных мотивах главной партии много общего с тематизмом «Регби», напев трубы (побочная тема) напоминает гимническую тему «Пасифика-231». Первая часть развертывается в атмосфере беспокойной хроматики и тональной неустойчивости.
Несомненной удачей является вторая часть — драматически насыщенное Adagio, богатое градациями эмоционального развития. Пять тематических образований — выразителей различных эмоций — сменяют друг друга в осложненной контрапунктами ткани, а затем излагаются в обратном порядке. В Adagio применены тонко разработанные полифонические приемы, которые получат дальнейшее развитие в медленных частях Второй, Третьей и Пятой симфоний.
В финальной третьей части (Presto) преобладают ясная диатоника и отчетливая танцевальная жанровость. Скерцозная главная тема, несмотря на минорную окраску (c-moll), полна задора и жизнерадостности. За ней следует новая стремительная тема в духе тарантеллы. Разработка увлекает соревнующимися в перекличках голосами оркестра. Динамическая реприза синтезирует первую и вторую темы в окружении сверкающих фигураций (сходный прием позднее будет использован в народной сцене «Жанны д'Арк на костре»). Умиротворенная кода предвосхищает пасторальность Четвертой симфонии и идиллическое цветение весны в «Жанне д'Арк».