Стравинский. Три фрагмента из балета «Петрушка»

Глава №40 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Три фрагмента из балета «Петрушка» (1921) — фортепианная транскрипция, абсолютно новая по трактовке инструмента. Правда, нельзя забывать, что первоначальный замысел самого балета — концертштюк для фортепиано с оркестром и что партитура «потешных сцен», где роль фортепиано очень заметна, уже содержит типы и формулы фактуры, развитые в концертном триптихе. Балет определил и драматургию транскрипции (три фрагмента — своеобразные сцены: Русская, «У Петрушки», «Масленица»), и особенности музыкального письма (фрескового в крайних фрагментах и графичного в среднем). Пианистическая новизна «Петрушки» коренится в новизне музыкального мышления Стравинского, ярко воплотившего русскую праздничность через воссоздание пианистическими средствами звонности, ударности, имитацию звуковой «гульбы» — балалаечно-гармошечных наигрышей, стихии переплясов. В историю пианизма XX века навсегда вошла формула «петрушечной» фактуры — диатонический перебор блоков-аккордов, уплотняющих кружащуюся, постоянно варьируемую попевку:

Господствующий прием в Русской — martellato, техника «прямого» фортепианного удара, антипода легатной техники. Но ударный пианизм «Петрушки» вовсе не означает беспедальный пианизм. Фактура «Петрушки» изобилует аккордовыми бросками, скачками баса, тремоло, глиссандо, и все звуковое здание держится на фундаменте педали.

Где искать генезис пианизма «Петрушки»? В произведениях романтиков или импрессионистов? Отчасти да. Но скорее всего его прообраз — «Исламей» Балакирева. И все же автор «Петрушки» в своих открытиях ушел так далеко вперед, что в фортепианной музыке XX века занял место — по праву! — в одном ряду с композиторами, особенно радикально обновившими пианистический стиль, — Бартоком, Прокофьевым. Это тем более удивительно, что, в отличие от них, Стравинский не владел роялем как виртуоз.

«Ударный» пианизм «Петрушки» получит развитие в «Свадебке», где занят ансамбль роялей.

1924 год. Стравинский недавно совершил поворот к неоклассицизму. Его фортепианная музыка живо реагирует на этот поворот: он отмечен сочинением Сонаты. «Я употребил термин „соната" в его первоначальном значении, — пояснял свои намерения композитор, — как производное от итальянского слова „sonare" (играть)». В своей Сонате Стравинский исходит из нескольких стилевых моделей: типично барочного прелюдирования (первая часть), бетховенского adagio (вторая часть), баховского инвенционного письма (третья часть). Созданная через год после Сонаты Серенада in А (А — тональный центр, «полюс притяжения» всех четырех частей) представляет собой краткую сюиту, наподобие старинных инструментальных сюит, и написана, как указывал композитор, «по образцу Nachtmusik XVIII века».

Список сольных фортепианных произведений Стравинского исчерпан. К нему примыкает Соната для двух фортепиано (1944). Композитор писал о ней: «Соната была начата как пьеса для одного исполнителя, но потом... я увидел, что для ясного выделения четырех линий необходимы четыре руки». Это камерное по замыслу, изящное, отточенное произведение, пронизанное единством тематизма, в котором автор (видимо, неслучайно — шла война) обращается к русским интонациям (первая часть и особенно вторая, где тема вариаций напоминает знаменный распев). Необычны для Стравинского ремарки этой Сонаты: espress., dolce, una corda, cantabile и т. д. Его пианизм стал мягче, кантиленнее, легатнее.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова