Стравинский. Фортепианные произведения
Глава №39 книги «История зарубежной музыки — 6»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию«...Рояль сам по себе находится в центре моих жизненных интересов и служит точкой опоры во всех моих музыкальных открытиях», — говорил Стравинский. Он сочинял за роялем, импровизировал в процессе нахождения музыкальной идеи, опробовал эти идеи на инструменте. Правда, за более чем пятьдесят лет работы композитор оставил не так уж много фортепианных сочинений, зато они отражают все основные этапы его сложного творческого пути.
Фортепиано постоянно оказывается в центре исканий Стравинского. Ранние Четыре этюда (1908) показывают усвоение традиции этюда как художественной миниатюры, идущей от Шопена к Рахманинову и Скрябину. Признаки этого — «поющая» фактура, наслоение широкоохватных фигураций в разных ритмических сетках (наложение квинтолей на триоли и т. п.), разработка фактуры в плане концертного пианизма. В ориенталистских фигурациях третьего этюда мелькают блестки «Фейерверка» и «Жар-птицы». Четвертый этюд предвосхищает особый автоматизм движения и «звонность» удара будущего фортепианного «Петрушки».
Легкие пьесы *
* В эту группу сочинений входят: Три легкие пьесы для фортепиано в три руки (1916), Пять легких пьес для фортепиано в четыре руки (1916), «Пять пальцев» (1921).
написаны в «переходный» период, когда Стравинский был озабочен поисками лаконичного — до аскетизма — графичного и антидекоративного стиля, обнажающего мелодическую линию. И композитор придерживается в них принципа максимальной упрощенности фактуры (до пяти звуков!) — ведь их играет не искушенный, натренированный пианист, а ребенок или исполнитель-дилетант. Вместе с тем эта простота не исключает высокохудожественных достижений и изощренного эксперимента. Стравинский не отклоняется от своего магистрального пути. В условиях обнаженности линий фактуры резче становится «несовместимость» разных тональных и ладовых плоскостей (Марш и Полька из Трех легких пьес), еще больший эффект производит умышленное несовпадение гармонических функций (Вальс из того же сборника), вскрывается механизм работы с попевкой («Балалайка» из Пяти пьес), рельефнее становятся джазовые синкопы (Pesante из «Пяти пальцев»), В одних случаях автор «снижает» жанр, шаржируя его (тот же Марш), в других — возвышает, очищая от салонной чувствительности (Andante из Пяти легких пьес). Стиль этих сочинений прямо ведет к «Сказке о солдате», «Мавре», а по трактовке инструмента они предвосхищают антиромантический пианизм «новых времен».
В легких пьесах Стравинский опробует характеристический тип сюиты, где сопоставляются движения, а не психологические состояния, причем эти сопоставления поданы обостренно: контрастируют танцы разных эпох. Кроме того, композитор начинает осваивать инонациональные интонационные сферы — испанскую, неаполитанскую, современных бытовых танцев.
Piano Rag Music (1919) — джазовая композиция, где Стравинский, исходя, с одной стороны, из ритмической четкости джазовой импровизации, а с другой — из моторности исполнительской техники, в каденции упраздняет тактовую черту — она становится ненужной (!): «вместо ритма есть счет» (Стравинский).