Стиль Стравинского (продолжение)

Глава №16 книги «История зарубежной музыки — 6»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Нельзя не сказать об открытиях Стравинского в области инструментовки. Поразительная красочность и новые тембро-динамические свойства его оркестра целиком происходят из особенностей музыкального письма композитора: это неразрывная связь тембра с характером мелодики, подчеркивание оркестровыми средствами плотности гармонической ткани, декоративно-красочные, фонические эффекты и т. д. Отдавая сполна должное всем этим новациям, нельзя забывать, что путь к ним лежал через усвоение завоеваний Глинки и кучкистов (не одного Римского-Корсакова). «Боевые» элементы стиля Мусоргского (его обращение с попевками), Бородина (архаичная мелодика «Князя Игоря», особенно Половецких плясок) указали Стравинскому направление поисков.

В переходном периоде, последовавшем за «Весной священной», прежде всего выделим группу вокальных сочинений, которые сам Стравинский впоследствии определил как «фонематическую»; они обращены к фонеме слова, перемещениям ударений в русском народном языке: интуитивные открытия «Весны священной» в области нерегулярно-акцентной ритмики здесь получают осмысление, закрепляются, происходит их детальная разработка. Привлекает внимание то, что ряд вокальных сочинений написан для голоса и небольшого, очень специфического ансамбля; например, «Прибаутки» — для контральто, флейты, гобоя (английского рожка), кларнета, фагота, скрипки, альта, виолончели, контрабаса, а Кошачьи колыбельные песни — для контральто и трех кларнетов (clarinetto piccolo in Es, clarinetto in A, clarinetto basso in В). Причем ансамбли характерны не только по составу, но и по использованию инструментов, которые выступают как своеобразные персонажи, ведущие беседу; они словно лицедействуют, выполняя разные функции — выразительные и звукоизобразительные. В этих сочинениях зарождается стиль, который получит развитие в «Сказке о солдате», «Свадебке».

Другая группа — чисто инструментальные сочинения, для небольшого ансамбля или для фортепиано. Лаконизм, ясность, графичность ставятся здесь во главу угла. Заметны среди этих произведений Пять легких пьес для фортепиано в четыре руки. Фактура в них становится предельно прозрачной, истончается, сводится порой к двухголосию. Но эта простота скрывает сложнейшие экспериментальные задачи. Звуковая перспектива отнюдь не упростилась, а, напротив, приобрела новые свойства от применения полиладовых и политональных наслоений, необычных ритмических формул. Аккорд разгрузился от большого количества звуков, но не потерял свойств сложной вертикали. В условиях упрощения фактуры яснее проявляется ладовая и ритмическая энергия тематизма.

Уже в Трех легких пьесах для фортепиано отчетливо заметно, как в творчество Стравинского входят принципиально новые сферы: цирк, мюзик-холл, позже — джаз. Это предвестники больших перемен, которые несла с собой Первая мировая война, опрокинувшая довоенную шкалу ценностей. После войны круто изменилась жизнь, пришли новые кумиры, возникли иные эстетические ориентиры. Эстетика Кокто, Аполлинера, Сати, юношеский нигилизм «Шестерки» разрушали прежние представления. Если психологическая рефлексия, гедонизм характеризовали довоенную эпоху, то послевоенную лучше всего представлял динамизм, чуждый психологизма. Творчество Стравинского отразит эти перемены. Динамика движения потеснит в нем красочную картинность. Произойдут и еще более существенные эстетические сдвиги: композитор, до этого последовательно ориентировавшийся на интонационный фонд русской песни, начинает осваивать общеевропейские интонации и приемы развития, современную бытовую танцевальную сферу, привлекая разные интонационные пласты — испанский, итальянский, обращаясь также к общеевропейской идее контрапункта, концертирования.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова