Опера. Из истории оперы — 5

14.06.2011 в 19:13.

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Развитие русской оперы начинается в последней трети XVIII в. К этому времени в Петербурге и Москве уже давали спектакли итальянские, а потом французские труппы, и в их репертуаре были представлены основные разновидности оперы: сериа, буффа и французская комическая, а немецкие актеры исполняли зингшпили. Крупнейшие отечественные музыканты той эпохи — М. Березовский, Д. Бортнянский, Е. Фомин в совершенстве владели композиторской техникой. Произведения, которые Бортнянский и Березовский создали за рубежом в жанре оперы-сериа, или французские комические оперы Бортнянского не уступали аналогичным творениям итальянцев и французов, мелодрама «Орфей» Фомина своим возвышенным строем напоминает Глюка.

В значительной мере становление русской оперы связано с произведениями комического жанра, созданными на национальной основе — не только сюжетной, но прежде всего фольклорной. Русская комическая опера, конечно, не игнорировала опыта зарубежной, в особенности французской, но все же она была явлением самобытным как в выборе героев, так и в трактовке темы. Музыкальной основой ее была народная крестьянская и городская песня — соответственно действию, которое развертывалось в крестьянской среде («Мельник — колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Несчастье от кареты» В. Пашкевича), купеческой («Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-петербургский гостиный двор» М. Матинского) и т. д. Русская комическая опера (и это роднило ее с основным направлением отечественной литературы) носила сатирический, а иногда, несмотря на противодействие цензуры, и антикрепостнический характер (то же «Несчастье от кареты» или «Розана и Любим» И. Керцелли).

Расцвет русской оперы наступает в XIX в. Он обусловлен мощным подъемом народного самосознания, бурными историческими событиями Отечественной войны 1812 г., восстания декабристов, а затем общественной ситуацией 60-70-х гг. — выходом на историческую арену новых социальных сил.

Основой русской оперы было и оставалось народное творчество. Но если в XVIII в. композиторы чаще всего, обращаясь к песне, ограничивались ее аранжировкой, то музыканты новой эпохи стремились сохранить верность ее духу и характеру, развивая и обогащая созданное народом.

Первые значительные русские оперы в XIX в. принадлежат А. Верстовскому. Они носят романтический характер, в них сочетаются фантастика и быт, драматизм и юмор. Слушателей пленял яркий мелодический дар композитора, чувство театральности, умение пользоваться жанровыми красками. Это определило популярность лучшей его оперы — «Аскольдова могила». Заслугой его было и то, что он наряду с народной песней широко использовал бытовой городской романс. В известной мере Верстовский подготовил появление опер А. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила».

Подлинным создателем классической русской оперы был М. Глинка, значение которого для отечественной музыки можно сравнить с ролью Пушкина в русской литературе. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» определили во многом пути дальнейшего развития этого жанра в России. В основе первой оперы Глинки лежит высокая патриотическая идея: во имя спасения отчизны герой жертвует жизнью. Чрезвычайно существенно то, что подвиг совершает простой крестьянин. Это первый пример подобного решения патриотической темы. Конечно, и в старой опере герои совершали подвиги, но чаще всего ради спасения любимого человека. Сопоставление «Жизни за царя» с «Вильгельмом Теллем» Россини подчеркивает своеобразие идейно-драматургической концепции Глинки. Различие не только в том, что Телль — не крепостной крестьянин, а охотник, стрелок, но и в том, что он, убивая поработителя отчизны, казнит тем самым и своего личного врага — иначе говоря, спасает и собственную жизнь. В действиях Сусанина личные мотивы отсутствуют. Губя врагов, он погибает сам. Телль возвышается над массой, Сусанин — подлинный сын народа, неотделимый от него. Интонационный строй его партии органически родствен хоровому. В этом главная особенность трактовки Глинкой патриотической темы.

От «Жизни за царя», произведения эпико-героического, прямой путь ведет к историческим операм русских композиторов — «Псковитянке», «Борису Годунову», «Князю Игорю» и «Сказанию о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Вторая опера Глинки, «Руслан и Людмила», являет собой высокое единство героического эпоса, сказочной фантастики, вдохновенного лиризма. Здесь противопоставление добра и зла, любви и ненависти носит обобщенный характер. Музыка раскрывает национальную природу героев: ярко воплощен русский мир, в характеристике мудрого Финна с исключительным мастерством использована подлинная народная финская песня. Наконец, в этой опере был открыт мир Востока, получивший позднее столь многообразное отражение в отечественной музыке.

Новый этап на пути движения к психологической правде знаменовали оперы А. Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость». Первая явилась подлинной социально-психологической музыкальной драмой. Трагедия обездоленной и покончившей с собой дочери Мельника, страдания обезумевшего от горя отца, запоздалое раскаяние виновника драмы — Князя переданы в музыке с предельной убедительностью. Даргомыжский добивался правды выражения душевных движений в вокальной мелодике, пронизывая ее речевыми интонациями. Высшим его завоеванием на пути интонационного реализма явился «Каменный гость» — произведение, в котором открыты новые пути в сфере речитатива, передающего безграничное разнообразие оттенков человеческих чувств.

Произведения Глинки и Даргомыжского наметили основные вехи последующего развития русской оперы. В творчестве М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, А. Бородина, при всем различии индивидуальных стилей, характера творчества, проявилась связь с великими предшественниками.

Для Бородина в «Князе Игоре», как и для Римского-Корсакова в «Снегурочке», внутренне более родственной оказалась традиция «Руслана», тогда как для Мусоргского в «Борисе Годунове» в равной мере близки принципы «Жизни за царя» и «Каменного гостя». В лирических операх Чайковского проявились тенденции, идущие от Глинки (Горислава — Татьяна), но он не прошел и мимо психологического драматизма и жанризма Даргомыжского.

Великие русские композиторы середины и конца XIX в. не только продолжали и развивали традиции, они открывали и создавали новое. В «Иване Сусанине» русский народ, его отдельные представители едины в патриотическом устремлении. В «Борисе Годунове» воплощен непримиримый антагонизм массы и царя. В «Хованщине» конфликт еще сложнее: в борьбе столкнулись честолюбие, жажда власти князя Голицына, начальника стрельцов князя Хованского и безнадежная попытка раскольников спасти то, что они считают правдой. Попытка эта обречена, ибо обречен старый мир. Отсюда трагизм великой народной музыкальной драмы Мусоргского, проникнутой пламенной любовью к родине.

В операх-сказках Римского-Корсакова воспета красота, поэзия народной жизни, очарование русской природы и духовное родство с нею человека. Но композитор не закрывает глаза и на мрачные стороны действительности. Поэтому наряду со светлыми образами в его операх появляются и темные. Мудрого и доброго царя Берендея сменяет злобный Кащей, добродушного Салтана — подлый Додон. Римский-Корсаков был не только мудрым сказочником. Он обращался к русской истории, рисуя трагические ее страницы. Таковы «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — великие эпические картины. С несравненной силой и драматизмом он воплотил в «Царской невесте» образы русских женщин, жертв бесправия.

Могучее эпическое творение Бородина «Князь Игорь» по величию концепции, глубине воплощения двух противоположных миров — русского и половецкого, по яркости раскрытия национальных характеров можно сопоставить с величайшими созданиями отечественной литературы и живописи.

К самым крупным явлениям русской оперы относятся произведения Чайковского. Несомненно, он величайший лирик. В его одухотворенной, задушевной мелодике раскрывается внутренний мир героев, и более всего — героинь. Композитор воплотил пленительные в своей чистоте и прелести образы девушек, переживающих душевную драму. Чайковскому принадлежат также несравненные по драматической силе сцена в темнице и сцена казни Кочубея в «Мазепе», ярко представлена у него и область юмора, жанрово-бытовая стихия — достаточно вспомнить поразительный по жизненной характерности образ Солохи в «Черевичках». Вершинные творческие завоевания Чайковского — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», созданные на основе одноименных произведений Пушкина, в такой мере слились в нашем сознании с литературной первоосновой, что мы не властны отделить стихи и прозу Пушкина от музыки.

Значительное место в истории русской оперы занимают «Демон» А. Рубинштейна — лирическое воплощение романтической поэмы Лермонтова — и благородная, величественная, ораториального типа «Орестея» С. Танеева. Из трех опер С. Рахманинова, несомненно, наиболее значительна первая — «Алеко», в которой так ярко проявился щедрый мелодический дар этого композитора.

А. Гозенпуд

продолжение ->

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова