Фридрих фон Флотов (Friedrich von Flotow)

21.12.2010 в 10:09.

Флотов. «Марта». M'appari (Б. Джильи)

Фридрих фон Флотов (Friedrich von Flotow)

Сын меклембургского помещика. Композиторское образование получил в Парижской консерватории у известного чешского композитора Антонина Рейхи. В Париже он встретился с известными композиторами своего времени — Буальдьё (автором опер „Багдадский Калиф” и „Белая дама”) и Обером, получив от них немало практических профессиональных советов. Французская музыкальная среда настолько была ему близка, что он на долгие годы остается в Париже, где начинают ставить его оперы.

В 1856 г. меклембургско-шверинский князь Фридрих Франц II приглашает его на должность придворного музыкального интенданта, которую он занимал вплоть до 1863 г. Умер Флотов в Дармштадте.

Флотов писал, главным образом, оперы, из которых "Марта" и "Алессандро Страделла" удерживаются до сих пор почти на всех оперных сценах мира.

Примерно половина его опер написана на французские либретто. Но независимо от этого, каждая из них, и даже те, что были написаны для немецкого оперного театра, носят черты французской музыки. В них преобладает певучесть, отсутствие технических эффектов, умеренная гармония и присущая этому периоду романтизма сентиментальность.

Кроме опер, Флотов писал также увертюры, музыку для сценических произведений, камерные и вокальные произведения. Однако они не занимают существенного места в его творчестве.

Ян Миллер


Немецкий композитор. Учился в Париже игре на фп. у И. П. Пиксиса, композиции - У А. Рейха (1828-30). Знакомство и общение с композиторами Ф. Обером, Дж. Россини, Дж. Мейербером, Ш. Гуно, Ф. Галеви и Ж. Оффенбахом пробудили у Ф. интерес к муз. т-ру. Оперы Ф. ставились в Париже с 1836 (сначала под именем его соавтора А. Гризара). Во время Революции 1848 Ф. уехал из Парижа в Мекленбург (Германия). В 1850-е гг. соч. Ф. ставятся также в Германии и Австрии. В 1855-63 придв. интендант в Шверине. С 1863 снова жил в Париже, с 1868- в своём поместье близ Вены в Нижней Австрии (выезжал в Вену, Париж и Италию). С 1880 жил в своём имении под Дармштадтом.

Ф. - автор св. 25 опер и ряда др. соч. На его творчество оказала сильное влияние франц. оперная школа. Для муз. стиля Ф. характерны простота мелодики, грациозность ритмики, в нек-рых соч. заметно влияние Оффенбаха. Наибольшей известностью пользовались его оперы "Алессандро Страделла" и "Марта, или Ричмондский рынок". Последняя с большим успехом ставилась во многих странах, в т. ч. и в России (под названием "Марта"). Автор воспоминаний (см.: Flotow Fr. von, "Erinnerungen aus meinem Leben", "Deutsche Revue", 1883, Jahrg. 8, Bd 1).

Сочинения: оперы - Графиня Сен-Мегран (Герцогиня де Гиз, Le Comte de St-Megren - La Duchesse de Guise, 1838), Леди Мелвил (Lady Melvil, совм. с Гризаром, 1838, т-р "Ренессанс", Париж), Чудотворная вода (L'Eau merveilleuse, 1839, там же), Кораблекрушение "Медузы" (Le Naufrage de "la Meduse", совм. с О. Пилати и А. Гризаром, 1839, там же; 2-я ред. под назв. Матросы - Die Matrosen, 1845, Гамбург), Раб Камоэнса (L'esclave de Camoлns, 1843, т-р "Опера комик", Париж; 2-я ред. под назв. Индра, 1852, Венская придв. опера; 3-я ред. под назв. Волшебница - франц. L'enchanteresse, итал. Alma l'incantatrice, нем. Die Hexe, 1878, Париж), Алессандро Страделла (1844, Гамбург), Страждущая душа (L'Ame en peine, 1846, т-р "Гранд-Опера", Париж; на нем. яз. под назв. Лесник - Der Fцrster, 1847, Вена), Марта, или Ричмондский рынок (Martha, oder der Markt zu Richmond, 1847, Венская придв. опера), Великая княгиня Софья Екатерина (Die GroЯfьrstin Sophia Katharina, 1850, т-р "Королевские зрелища", Берлин), Рюбецаль (1854, Франк-фурт-на-Майне), Альбин (1856, "Кернтнертортеатр", Вена; 2-я ред. под назв. Мельник из Мерана - Der Mьller von Meran, Кенигсберг, 1860), Иоганн Альбрехт (1857., Шверин), Пианелла (на сюжет "Служанки-госпожи" Гольдони, 1857, Шверин), Наида (первоначально - Виноградарь, Le Vannier, 1862, Лондон; на рус. яз.- 1865, Петербург), Хозяйка замка (La Chвteleine (Das Burgfrдulein), Der Mдrchensucher, 1865, "Карлстеатр", Вена), Зильда (1866, т-р "Опера комик", Париж; новая ред. Б. Барди под назв. Фатима, 1925), У рунического камня (Am Runenstein, 1868 Прага), Музыканты (Die Musikanten, 1869 или 1870), Тень (L'ombre (Sein Schatten), 1870, т-р "Опера комик", Париж; новая ред. X. и С. Шефлеров, 1933), Цветок Гарлема (La Fleur de Harlem (II flore d'Arlem), 1876, Турин), Poзеллана (1878), Шакунтала (не закончена); балеты - Леди Гарриет, или Служанка из Гринвича (Lady Harriet, ou la servante de Greenwich, 1844, т-р "Гранд-Опера", Париж), Стрекоза (Die Libelle, 1856, Шверин), Король елей (Der Tannkцnig, 1861, Шверин); оперетта Вдова Гранен (La veuve Grapin, 1859, т-р "Буфф-Паризьен", Париж); камерно-инстр. произв.; романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. к "Зимней сказке" Шекспира, и др.

Литература: Серов A. Н., "Марта", "Музыкальный и театральный вестник", 1856, No 42, 43, то же, в его кн.: Избр. статьи, т. 2, M., 1957; А. В., Фридрих Флотов. Биографический очерк, "Театральный и музыкальный вестник", 1859, No 19, 20; Neumann W., Fr. von Flotow, Kassel, 1855; Svoboda R.,Fr. von Flotows Leben. Von seiner Witwe, Lpz., 1892; Stockhammer R., Fr. von Flotows Beziehungen zu Wien, "ЦMz", 1962, Jahrg. 17, H. 4; Hьbner W., "Martha, Martha, komm doch wieder!", "Musik und Gesellschaft", 1963, Jahrg. 13, No 10.

Ю. В. Крейнина

Произведения

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова