Музыкальная культура Польши

Глава №121 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Роль национально-освободительного движения для польской культуры XIX века. Предшественники Шопена и Монюшко.

Ни в одной стране Западной Европы, даже в Италии, нацио­нально-освободительная борьба не определила в такой огромной степени развитие национального искусства, как в Польше XIX века.

В 90-х годах XVIII столетия в результате трех разделов Поль­ши, осуществленных Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793, 1795), Польша как государство перестала существовать. Польский народ попал под иноземное иго, испытывая жесточайшее национальное угнетение. Непрерывные революционные вспышки потря­сали Польшу.

Условия национально-освободительного движения были таковы, что даже представители дворянства оказывались в революционном лагере. И, однако, именно отрыв польской революционной шляхты от народа обусловил беспочвенность движений польских патрио­тов. Первая половина XIX века в Польше проходила не только под знаменем национально-освободительного движения, но и сопровож­далась ростом крестьянских восстаний. Это переплетение нацио­нальной и социальной борьбы придает общественной атмосфера Польши XIX века особенную остроту, сложность и обреченность.

Все три крупных польских восстания XIX века — первое в 1830—1831 годах, второе — в 1846 году и, наконец, особенно тяжелое, третье,— в 1863-м — завершались трагическими неудачами. Огромные потери жизней не только не влекли за собой желаемого освобождения, но, наоборот, приводили к беспощадным разгромам, к еще более ожесточенной и мрачной реакции, выражавшейся в массовых репрессиях и ссылках и в подавлении всех центров национальной консолидации.

В условиях разгромленного государства и беспощадно подав­ляемых движений за национальную независимость польский народ мог проявить себя как единое целое только через сохранение на­циональной культуры. Патриотические силы были разгромлены (как, например, в Вильно после восстания 30-го года), но духов­ная деятельность польского народа не могла быть подавлена. Дви­жение поляков за культурное самоутверждение (частично оно осу­ществлялось за границей) было осознанным, целенаправленным, подчеркнуто патриотичным.

Так, в 1800 году в Польше было организовано «Общество дру­зей науки». С его деятельностью связано создание шеститомного «Словаря польского языка» С. Б. Линде (1807—1847), «Истории польской литературы» Феликса Бентковского (1847), «Словаря польских поэтов Михаила Юшиньского (1821) и других подобных трудов. Громадная роль в воспитании патриотических чувств на­рода принадлежит «Историческим песням» Немцевича (издан­ным в 1816 году), примыкающим по стилю к балладам и воссоздающим картины былого величия Польши. Множество польских музыкантов, как любителей, так и профессиналов, сочиняло впо­следствии музыку к этим песням.

Проявился обостренный интерес к народному искусству (как известно, и Мицкевич, и Шопен записывали польский фольклор). Монументальный труд основоположника польской этнографии О. Кольберга «Народ... его обычаи, образ жизни, язык, предания, пословицы, образы, заклинания, игры, песни, музыка и танцы» (1865—1890) появился как бы на гребне патриотической волны за культурное самоутверждение. Расцвет польской литературы и му­зыки в первой половине XIX века неразрывно связан с этим ши­рочайшим патриотическим движением. Революционный романтизм Мицкевича и Словацкого в литературе, Шопена и Монюшко в му­зыке немыслим в отрыве от тех настроений воинственного протеста и веры в национальную независимость, которые пронизывают об­щественную атмосферу Польши рассматриваемого периода.

Творчество Шопена, первого польского композитора мирового значения, было подготовлено деятельностью множества предшест­венников. Целое поколение польских композиторов, творивших как в оперной, так и в инструментальной сфере, постепенно подготав­ливало то слияние национально-самобытного начала с традициями высокоразвитой профессиональной музыки, которое, с одной сто­роны, с таким блеском, оригинальностью и убедительностью осу­ществилось в инструментальном искусстве Шопена, а с другой — в оперной и романсной музыке Монюшко.

Михаил Огиньский (1765—1833), творивший исключитель­но в русле «домашней», салонной музыки, создал ряд революцион­но-освободительных песен и более двадцати полонезов, завоевав­ших мировое признание. Прямой предшественник Шопена, он превратил полонез из бытового танца в художественный поэтический жанр.

В 1765 году в Варшаве был открыт Национальный театр, с ко­торым связано развитие национального оперного искусства. Первые польские оперы принадлежат М. Каменьскому («Осчастливлен­ная нищета», 1778) и Я. Стефани, постановка оперы которого «Краковяки и горцы» в 1794 году явилась важным этапом в исто­рии польского оперного искусства. Большое значение в развитии польского музыкального театра первой половины XIX века имела деятельность Эльснера и Курпиньского.

Иосиф Эльснер (1769—1854) — общественный деятель, пер­вый директор консерватории в Варшаве, основанной в 1821 году, выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений польских музыкантов, был также и видным композитором. Мысль о созда­нии национальной оперы находилась в центре его творческих инте­ресов. (На этот путь он безнадежно пытался направить своего ге­ниального ученика Шопена). Некоторые оперы Эльснера — «Ле­шек Белый», «Король Локетек», «Ягелло в Тенчине» —написа­ны на сюжеты из польской истории.

Кароль Курпиньский (1785—1857), создавший свыше двадцати опер и мелодрам, в известной мере предвосхитил Мо­нюшко в разработке национально-самобытного интонационного склада. Сюжеты его опер заимствованы из польской истории, из легендарного прошлого его родины, из народно-бытовой сферы. В лучших его произведениях — «Ядвига», «Новые краковяки» — ощутимы интонации польской песенности. Однако этот националь­ный элемент часто оттеснялся итальянизмами. Отсутствие последо­вательности в эстетических взглядах — одна из причин, помешав­ших Курпиньскому разработать национальный стиль в музыкаль­ном театре.

В камерно-инструментальной и симфонической музыке путь к национальной школе прокладывали Ф. Лессель (1780—1838), выдающаяся пианистка М. Шимановская (1789—1831), Р. Яневич (1762—1848), Я. Клечиньский (1756—1828) и др.

Блестящего расцвета достигла в XIX веке и польская исполни­тельская культура. Деятельность скрипачей К. Липиньского (1790—1861), Ап. Контского (1825—1879), основавшего в 1861 году в Варшаве музыкальный институт, Г. Венявского (1835— 1880), пианистов Ан. Контского (1-817—1899), уже упоминав­шейся М. Шимановской и многих других, получившая мировое признание, свидетельствует о том, что искусство Шопена и Мо­нюшко было подготовлено разветвленной и высокоразвитой музы­кальной жизнью Польши на рубеже XVIII и XIX столетий, что их творчество вобрало в себя, одновременно с богатством народной и бытовой музыки Польши, ее высокий музыкальный профессио­нализм, блестящие традиции концертной и оперной жизни.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова