Берлиоз. «Осуждение Фауста». «Детство Христа»
Глава №116 книги «История зарубежной музыки — 3»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюСреди вокально-драматических произведений Берлиоза (всего их 23) выделяется «Осуждение Фауста», драматическая легенда для хора, солистов и оркестра (1846). В ораториальном жанре «Осуждение Фауста» занимает такое же место, как «Ромео и Джульетта» в области симфонии.
Создавая свою драматическую легенду, Берлиоз следовал по пути, проложенному его хоровой симфонией. Напоминая ее синтетичностью стиля, жанровым разнообразием музыки, рельефностью и романтической контрастностью образов, «Осуждение Фауста» идет значительно дальше в подобном же направлении.
Это уникальное произведение нельзя причислить ни к одному из сложившихся жанров. Объединив черты оперы, оратории, балета и симфонии, оно возвысилось над ограниченностью музыкального театра того времени. Здесь использованы многие элементы оперы и балета, но драматургия, музыкальный язык и круг образов далеки от французского музыкального театра тех лет. Многое сближает «Осуждение Фауста» с ораторией (обобщенность в трактовке некоторых образов, «картинность» композиции), но сценичность, конкретность и разнообразие эпизодов и в особенности подчиненная роль хора делают его мало похожим на традиционные ораториально-кантатные сочинения. Наконец, огромная роль оркестрового развития позволяет причислить «Осуждение Фауста» к симфоническому жанру. И в то же время инструментальные характеристики и принципы инструментального развития не имеют самодовлеющего значения.
Берлиоз подверг свободной обработке первую часть гётевского Фауста. Вводя новые эпизоды на основе гётевской поэмы, он максимально, усилил заложенные в сюжете музыкальные и театрально-сценические моменты, придавая им подчеркнуто романтическое толкование. Так, для того чтобы ввести в музыку колорит другой страны, композитор перенес действие в Венгрию. Романтикой проникнута и фантастическая сцена гибели Фауста, и опоэтизированные языческие картины природы, и лирика образа Маргариты, и многое другое.
В «Осуждении Фауста» скрещивается множество театрально-музыкальных линий. Отвлеченная философская тема (инструментальное вступление, монолог Фауста) дана не менее ярко, чем блестящая балетная феерия (танец сильфов, менуэт блуждающих огоньков). Интимная лирика (романс Маргариты) не затушевывается массовыми оперными сценами (хор венгерских крестьян, уличная сцена «разоблачения», комический жанровый эпизод в погребке). Наивная фантастика ада (галоп Фауста и Мефистофеля в конце) не исключает глубокой иронии (серенада Мефистофеля). Природа, любовь, жанровые, образы — все охарактеризовано здесь индивидуально, с предельной музыкальной щедростью.
Несколько лет спустя Берлиоз сочинил на собственный текст вокально-драматическую трилогию «Детство Христа» в трех сценических картинах («Сон Ирода», «Бегство в Египет», «Прибытие в Саис», 1854). Евангельский сюжет трилогии изложен в традициях светской оперы, в пасторальном стиле.
В первой части встречается полная драматизма психологическая картина, кое в чем близкая «Борису Годунову» Мусоргского. Но в остальных частях трилогии преобладают идиллические, «акварельные» тона. Лирика, романсовая напевность, близкая Моцарту или Шуберту, миниатюрные, завершенные в духе классицизма формы — все это необычно для Берлиоза. Трилогия возрождает дух и стиль французского классицистского искусства. Но возвышенная героика уступает здесь место гармонично-изящным зарисовкам, родственным пейзажам Ватто и Пуссена, миниатюрам клавесинистов, пасторалям и балетам Люлли, Рамо, Глюка. Невозможно усматривать в музыке «Детства Христа» какую-нибудь связь с религией или культовым искусством. Именно для того, чтобы высмеять невежество музыкальных критиков, Берлиоз исполнил первую часть трилогии под видом отрывка оратории, якобы сочиненной в 1679 году церковным композитором Пьером Дюкре.