Belcanto.ru
Классическая музыка, опера и балет
главная персоналии произведения словарь записи книги


Музыкальная культура Италии

Глава №97 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Национально-освободительная борьба итальянского народа. Ее значение для искусства Италии. Прогрессивные черты итальянского литературного романтизма. Особенности формирования новой оперной школы

Национальные черты итальянской музыкальной культуры XIX века были предопределены особенностями освободитель­ной борьбы, которой пронизана вся история Италии этого сто­летия.

С XVI века Апеннинский полуостров подпал под власть иност­ранных завоевателей (Испании, Франции, Австрии). Италию истощали непрерывные войны. Страна пришла в состояние экономиче­ского упадка. Все это отразилось на ее духовной жизни. Мощным толчком, пробудившим силы народа, послужила Французская бур­жуазная революция. Патриотический лозунг о «единой и недели­мой республике» объединил все слои общества и поднял их на борьбу против своих вековых притеснителей и против захватниче­ской политики Наполеона. Подобно тому как это происходило в немецких княжествах, в Италии наполеоновская армия не только приносила с собой национальное угнетение, но одновременно расшатывала феодальные отношения. Борьба за национальное осво­бождение переплеталась с политическими выступлениями против феодальной реакции. Процесс революционизирования народных масс Италии неуклонно развивался. Вспышки народного возбуж­дения постоянно потрясали Италию. Первая волна протеста была связана с героическим движением карбонариев *,

* Карбонарии (от итальянского слова carbonaro — угольщик) — члены тай­ной революционной организации Италии первой трети XIX века. Основные за­дачи карбонариев заключались в национальном освобождении от французского и австрийского господства и в уничтожении феодально-абсолютистского строя.

завершившимся восстанием в начале 20-х годов.

Народные волнения характерны и для 1830 года. В 30-х годах поднялась вторая волна народного протеста, возглавляемая организацией «Молодая Италия», которая, продолжая героические традиции разгромленных карбонариев, опиралась в своей борьбе на более широкие массы. В 40-х годах начинается последний этап решительного выступления итальянского народа против иноземно­го гнета и феодально-абсолютистского строя, получивший назва­ние Рисорджименто (Risorgimento, то есть Возрождение). В 1848 году имела место острая революционная ситуация, закончившаяся кровавой раcправой над восставшими. Но движение Рисорджи­менто, выдвинувшее из своей среды таких героев, как Медзини и Гарибальди, продолжало неуклонно развиваться. Этот последний этап борьбы итальянского народа завершился в 1871 году образо­ванием единого итальянского государства.

Итальянское искусство конца XVIII и первой половины XIX ве­ка не только развивалось на фоне широчайшего патриотического и народно-освободительного движения, но и принимало в нем не­посредственное участие. Злободневны были героические трагедии Альфьери и Пиндемонте, романы Фосколо и Мандзони, стихи Леопарди и Россетти, оперы Россини и Беллини. В сознании итальян­ского народа общественные и эстетические вопросы были тесно пе­реплетены.

Но воплощение передовых идеалов современности принимало в литературе и музыке разные формы.

В литературе новые веяния привели к яркой романтической школе, которая с первых шагов связала себя с идеями националь­но-освободительного движения. В 1816 году писатели-романтики Италии создали свой первый манифест, объявив беспощадную вой­ну поработителям. Во главе журнала романтиков «Кончильяторе» («Примиритель»), организованного с целью объединить всех па­триотически настроенных писателей, стоял Сильвио Пеллико, тес­но связанный с карбонариями. Литературные деятели стремились освободиться от стеснительных норм классицизма, с его обязатель­ным арсеналом историко-мифологических сюжетов и образов. Тен­денции выйти из замкнутого круга средств и жанров классицистского искусства означали попытку сблизить литературу с жизнью народа. Подчиняя свое творчество современным гражданским за­дачам, пробуждая в итальянском народе чувство национальной гордости, передовые писатели-романтики вели открытую и ожесто­ченную борьбу с эпигонами классицизма, которых поддерживали чужеземные поработители и Ватикан. Борясь с клерикальными идеями, выступая против реакционных романтических тенденций (против использования средневековых тем, идеализации старины), они, однако, тяготели к историческим сюжетам, считая это лучшим способом отражения идей патриотизма и героики.

Таким образом, итальянский литературный романтизм (при наличии отдельных противоречивых черт) в целом оформился как направление прогрессивное, демократическое.

В музыке процесс формирования новой национальной школы проходил несколько заторможенно по сравнению с литературой. Связь музыкального искусства с современностью вначале не была столь непосредственно выявлена. И тем не менее именно в этой области в Италии сформировалась национальная школа, значение которой выходит за пределы отечественной культуры.

Господствующее положение в музыкальной жизни страны за­нимала опера, которая здесь издавна сложилась как массово-демократический вид искусства. За два века существования итальян­ского музыкального театра в нем накопились богатейшие тради­ции, в которых отразился национальный характер художественного творчества. Уже это могло сделать оперу превосходным проводни­ком народных идеалов и чаяний.

«Бедной порабощенной Италии запрещается говорить, и она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца. Все свое негодование против чужеземного владычества, свое воодушевление свободой, свое бешенство перед сознанием собственного бессилия, свою скорбь при мысли о прошлом величии и, рядом с этими, свои слабые надежды, свое ожидание, свою страстную жажду помо­щи – все это претворяет она в мелодии», – писал об итальянской опере Гейне.

Однако, с другой стороны, именно на музыкальном театре ясно сказалась общественная отсталость Италии. Условия феодальной раздробленности и национального гнета, в которых она так долго пребывала, мало способствовали развитию передовых течений в опере, особенно в старинном жанре seria. Жестокие цензурные ограничения мешали поискам нового и идейно актуального. На протяжении длительного времени в Италии укоренилось отношение к музыкальному театру как к искусству развлекательному. Оперные театры, действовавшие в определенные сезоны, рассматрива­лись как место для демонстрации вокалистов-виртуозов и как клуб для светских встреч. В подобных условиях новые веяния с боль­шим трудом пробивали себе путь. Развитие оперного искусства сильно тормозили и требования публики, интерес которой был главным образом сосредоточен на внешней виртуозности исполне­ния, и косные вкусы певцов – деспотических законодателей художественных норм. То обстоятельство, что почти все музыкальные театры страны находились в руках частных предпринимателей, до­полнительно затрудняло борьбу с рутиной. Если в области коми­ческой оперы в XVIII столетии все же имели место значительные художественные достижения, то опера seria пребывала в состоянии глубокого кризиса. Деятельность ряда композиторов второй половины XVIII века и начала XIX (Йоммелли, Майра), стремившихся внести свежую струю в этот жанр, приблизить его к новым художественным задачам, носила половинчатый, компро­миссный характер. Процесс романтизации оперы также происхо­дил замедленно. Итальянская публика, мгновенно и с бурным одобрением улавливавшая в сюжетах любой намек на патриоти­ческую идею, с непониманием и неодобрением встречала попытки обновления музыкальной драматургии оперы.

И все же революционная атмосфера, оживившая все сферы творческой деятельности итальянского народа, постепенно породи­ла новые, передовые музыкальные течения – расцвет инструмен­тальной музыки, и прежде всего исполнительство и творчество гениального Паганини. Но главное заключалось в появлении но­вой оперной школы, отразившей идеи освободительной борьбы. Эта школа возникла на основе героических традиций националь­ного классицистского театра (драматического и музыкального), но традиций существенно обновленных. В процессе формирования но­вой итальянской оперы значительным было влияние передовых тенденций итальянской романтической литературы и драмы, со­временных форм итальянской народной и бытовой музыки и, нако­нец, новейших достижений романтизма в музыке Германии и Франции.

Создателем новой национальной оперной школы был Россини. Свое наивысшее выражение она получила в музыке Верди. Благо­даря творчеству этих двух композиторов-классиков итальянская художественная культура XIX века возвысилась до уровня обще­европейского искусства.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2019 Проект Ивана Фёдорова