Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Бетховен. Соната для фортепиано № 21, «Аврора»

Глава №30 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Героико-трагическая линия, последовательно проходящая через все фортепианное творчество Бетховена, ни в какой мере не исчер­пывает его образное содержание. Как уже указывалось выше, бетховенские сонаты вообще нельзя свести даже к нескольким гос­подствующим типам. Упомянем лирическую линию, представлен­ную большим количеством произведений. Вторая соната A-dur — светлая, безмятежная, с тонкими красочными эффектами и глубо­ким психологизмом второй части — начинает «лирико-пасторальную» линию бетховенского творчества, дальнейшее развитие кото­рой находим в «Пасторальной сонате» (Пятнадцатой, 1801), в «Авроре» (Двадцать первой), в четырех сонатах переходного пе­риода (№ 24, 25, 26, 27). Вершина этой линии — Двадцать пер­вая соната, «Аврора» C-dur (1800—1804), с ее тонким песенно-пейзажным стилем, настроением светлой гармонии. Удивительной про­никновенностью чувства отличается мечтательное Adagio, с его свободной импровизационностью, мерцающим светом. Формально являясь расширенным вступлением к финалу, оно на самом деле — равноценная с ним самостоятельная часть. Это картина погружен­ности в мир покоя и созерцания, слияния с таинством природы. Образная сфера интродукции оттеняет по принципу контраста ди­намический облик финала, его «открытые» ясные тона, жизнера­достность, прекрасную в своей наивности. В основу финала Бетхо­вен положил подлинный народный немецкий танец «гроссфатер». По сохранившимся эскизным тетрадям Бетховена можно видеть, как упорно работал композитор над народной мелодией, как ме­нял ее, приближая к собственным требованиям. И в результате преобразовал простенький танец в тему удивительной поэтичности и красоты:

Совершенно в таком же духе Бетховен отнесся и к форме, по­ложенной в основу финала. Подобно тому как композитор изменил тему народного танца, придав ему поэтический пасторальный ко­лорит, так и форму рондо, происходящую из народного хоровода, он лишил элементарной игривой повторности, сообщив ей широту, свободу и динамичность, связанные с вариационным развитием, с выразительными чертами новейшего педального пианизма.

Впоследствии лирические черты найдут у Бетховена новое во­площение в Четвертой, Шестой и Седьмой симфониях.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2019 Проект Ивана Фёдорова