Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Бетховен. Соната для фортепиано № 23, «Аппассионата»

Глава №29 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Героические образы фортепианных произведении Бетховена по­лучили исчерпывающее художественное выражение в его Двадцать третьей сонате, «Аппассионате» f-moll (1804—1806). Ее появле­ние было подготовлено исканиями почти десятилетнего периода. Ни прежде, ни впоследствии не удалось Бетховену создать сонату столь ошеломляющей драматической силы, исполненную такого же вдохновения и совершенства формы.

Несомненное воздействие на «Аппассионату» оказали те новые черты бетховенского симфонического стиля, которые были достиг­нуты в только что законченной композитором «Героической симфо­нии». Оркестровая звучность, масштабность и мощь отличают эту самую виртуозную из сонат Бетховена.

Музыку «Аппассионаты» характеризует драматургическая цель­ность: последовательно, на протяжении всего цикла сменяются об­разы тревожной настороженности, страдания, героической лирики, умиротворенного созерцания, заканчиваясь картиной напряжен­ной борьбы.

Все разнообразные темы Allegro, в том числе и резко контра­стирующие между собой, так или иначе связаны с темой главной партии. Унисонное движение по звукам минорного трезвучия по­степенно становится выражением героического начала. Из интона­ций нисходящей секунды, противопоставленной первому элементу темы, вырастает образ страдания и протеста. Стаккатный мотив, напоминающий мотив судьбы Пятой симфонии, вносит настроение мрачной тревоги. Впоследствии этот третий элемент образует неиз­менный ритмический фон Allegro, усиливая его взволнованно-уст­ремленный характер. Тональные соотношения внутри главной пар­тии (F — Des) также найдут отражение во всей сонате.

Как преображенная главная тема предстает и побочная партия. Ее вдохновенное настроение восторженной гимничности находит выражение в мелодии, структура которой, подобно теме главной партии, ассоциируется с революционными песнями типа «Марсель­езы». Когда в конце всей части обе темы сливаются, отделить эле­менты каждой из них, по существу, невозможно *.

* Аналогичным образом сливаются героическая и лирическая темы во второй части Пятой симфонии Бетховена.

Связующая и заключительная темы и вся музыка разработки также вырастают из интонаций главной темы:

В скульптурной рельефности, компактности всего звучания «Аппассионаты» ощущается крупный план симфонического письма. Даже динамические контрасты, при всей их подлинной пианистичности, воспроизводят приемы инструментовки, характерные для классицистской симфонии (например, эффект вторгающегося tutti в главной партии, появление «солирующей группы» в побочной и другие).

Симфонична, наконец, и вся форма сонатного allegro, в кото­ром активное развитие вытесняет моменты изложения. Исчезают внутренние грани между разработкой и репризой. Собственно разработка разрастается до гигантских размеров, достигая при этом необыкновенного эмоционального напряжения. Кода не толь­ко превращается во вторую разработку, но играет роль эмоцио­нальной вершины всей части. Взлеты и падения, гнев, страдание и просветление — все эмоциональное содержание первой части вы­ражено в безостановочном напряженном движении, полном неис­черпаемой энергии.

Во второй части и в финале контрастные образы, составляющие основу Allegro (героика и лирика), словно поляризуются.

Вторая часть (Andante con moto) — контрастный лирический эпизод цикла — написана в форме темы с вариациями. В ней господствует глубокое вдохновенное размышление. Основная тема звучит как гимн умиротворения, вызывая в памяти вдохновенную сосредоточенность лирического настроения побочной темы. Тем бо­лее трагично воспринимается резкое, исступленное вторжение дис­сонирующих «возгласов» финала; в нем сосредоточены мотивы страдания, сопротивления, протеста, присущие первому Allegro *.

* Финал и в интонационном отношении родствен первой части (гармонии уменьшенного септаккорда, аккордовая мелодия и другое).

Финал весь — вихрь, исступление, борьба. Завершающая его стре­мительная кода маршевого характера гениальной простотой и выразительностью выделяется даже среди произведений Бетхо­вена.

В отличие от Третьей симфонии, в «Аппассионате» нет торжест­вующего, победного апофеоза. И тем не менее господствует и по­беждает в ней героическое начало. Жар борьбы, сила гражданско­го порыва масс — вот завершающие образы сонаты. Бетховен в этом произведении утверждает, что смысл жизни — в гордом бес­страшии, в героическом сопротивлении, в неустанной борьбе.

«Ничего не знаю лучше „Appassionata", — говорил Ленин, — готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот ка­кие чудеса могут делать люди!» *.

* Горький М. В. И. Ленин, Собрание сочинений, т. 17. М., 1952, с. 39.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2019 Проект Ивана Фёдорова