Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Бетховен. Восьмая симфония

Глава №20 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Восьмая симфония F-dur (op. 93) также основывается на об­разах танца и на танцевальных принципах формообразования. Но весь облик этой музыки иной, чем в Седьмой симфонии. Если по­следняя тяготела к искусству «романтического века», то Восьмая повернута к давно ушедшему прошлому. В ней не столько чувства упоения жизненными силами, сколько юмора и легкой насмешки, композитор, словно оглядываясь на пройденный путь, посмеи­вается над иллюзиями прошлого.

В переплетении стилистических черт классицизма прошлой эпохи, трактованных в скерцозном плане, с новыми приемами, устремленными далеко в будущее, и заключается особенность вы­разительных средств Восьмой симфонии.

Так, в первой части Allegro vivace con brio, Бетховен словно возвращается к особенностям гайдновской симфонии (подчеркнутые элементы уравновешенной контрастности, членение структуры, ритмические обороты, уводящие к музыке дореволюционного вре­мени). Но все это преломляется через бетховенскую манеру письма. В симфонии XVIII века немыслимо было бы то смелое сопостав­ление тональностей, которое дано в экспозиции *.

* Главная тема в F-Dur, побочная в D-Dur. Модуляция происходит в виде непосредственного сопоставления доминантсептаккордов.

За рамки старинной музыки явно выходит и круг интонаций Восьмой симфо­нии и постоянно присутствующая в ней динамика развития.

В восьмой симфонии нет лирической части. Ее вторая, скерцозная часть, Allegretto scherzando *

* Форма Allegretto – соната без разработки.

– тонкая пародия на точную размеренную ритмику раннекласицистской музыки. В основе мелодического движения лежит ритм маятника, механически неотступно отбивающего такт. Главная тема Allegretto позже стала темой шуточного канона, сочиненного Бетховеном в честь изобре­тателя метронома Мельцеля:

Обращает на себя внимание и сходство этой музыки со второй частью «Лондонской симфонии» D-dur Гайдна, где композитор подражал непрекращающемуся равномерному тиканию часов. Ост­рый юмористический эффект достигается в самом конце, где гос­подствующее во всем Allegretto оркестровое pianissimo в последнем такте вдруг переходит в резкое fortissimo:

В третьей части оживает придворный менуэт. Шесть раз под­ряд с комической тяжеловесностью повторяется «притопываю­щий» мотив, прежде чем зазвучит тема. Преувеличенно помпезно трубят духовые инструменты, возвещая конец придворного ритуа­ла. Строгая симметрия в расположении мотивов, отчетливые, пре­дельно контрастные сопоставления как будто утрируют принципы классической эстетики:

Неожиданным контрастом к менуэту является трио — единст­венный лирический эпизод во всей симфонии. Это — подлинное старинное трио, где солируют три инструмента. Нечто моцартовское слышится в его прелестной мелодии и тонкой гармонии. Тем резче выступает пышная звучность обрамляющего его менуэта.

В головокружительно быстром финале Бетховен, опять с шутли­вым преувеличением, воспроизводит буффонную рондообразность, характерную для многих инструментальных финалов XVIII столе­тия. Юмористический характер финала связан как с типично буф­фонным характером большинства тем, так и с особенностями фор­мы рондо-сонаты, где главная тема в одной только основной то­нальности звучит пять раз *.

* Условно форму финала можно назвать двойной рондо-сонатой.

Более того, в характере этой темы есть нечто роднящее ее с жигой — обычным финалом танцеваль­ной сюиты XVIII века.

«В финале, одном из величайших симфонических шедевров Бетховена, — бездна юмора, неожиданных эпизодов, разительных контрастов в гармонии и модуляции, бездна самых новых, гени­ально изобретенных оркестровых эффектов», — писал П. И. Чайковский. В контрастных взрывах и неожиданных спадах этого фи­нала, в его неумеренных многократных возвращениях к одной и той же теме чувствуется не мягкий гайдновский юмор, а острая бетховенская сатира.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2019 Проект Ивана Фёдорова