Театральное бюро путешествий «БИНОКЛЬ»
туры и билеты в самые знаменитые театры мира
главная персоналии произведения словарь записи книги



Музыка Французской революции. Музыкальное искусство в период революции

Глава №3 книги «История зарубежной музыки — 3»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Каждое крупное явление в музыке начала XIX века восходит к искусству эпохи Просвещения. И тем не менее даже между Бетховеном, завершителем музыкального классицизма, и его не­посредственными предшественниками – Глюком, Гайдном, Моцартом – нет прямой, непрерывной преемственности. Между двумя примыкающими друг к другу художественными поколениями про­ходит исторический рубеж. Грандиозный общественный переворот, осуществленный народными массами Франции в конце XVIII сто­летия, совершил перелом и в музыкальном искусстве. «С Француз­ской революции начинается новая эра музыки – музыкальный XIX век...» (Асафьев).

Вызвав процесс всесторонней демократизации общественной жизни Европы, революция оказала огромное влияние на все об­ласти ее духовной жизни.

Музыкальная культура нового времени приобрела несвойствен­ный ей при феодализме гражданственно-демократический харак­тер.

Непосредственное воздействие на характер музыкального твор­чества нового времени оказала художественная жизнь революци­онной Франции, и прежде всего те новые формы творчества на­родных масс, которые были вызваны к жизни общественной атмосферой и играли роль прямых участников революционной борьбы *.

* В истории западноевропейской музыки был только один подобный случай, когда широчайшее народное движение непосредственно повлияло на музыкаль­ное творчество своей эпохи. Мы имеем в виду протестантское движение XVI ве­ка, породившее свою, новую, народную разновидность хорала. Не случайно Эн­гельс назвал один из наиболее распространенных протестантских хоралов того времени («Бог – наш оплот») «Марсельезой» XVI века.

Свергая власть феодалов, защищая границы родины от интер­вентов, французский народ, охваченный безграничным революци­онным энтузиазмом, создавал искусство, непосредственно связан­ное с политической борьбой. Художественная жизнь революцион­ного Парижа поражает своей интенсивностью. Общественная атмосфера тех лет требовала драматических эффектов, их яркого театрализованного выражения.

«...Люди и вещи как бы озарены бенгальским огнем, каждый день дышит экстазом...» *.

* Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд, 2-е, т. 8, с. 122.

Революционное вдохновение масс находило выход в создании новых художественных жанров. Вначале эта деятельность неиз­бежно носила стихийный характер. Но якобинская партия и фран­цузский Конвент, уделявшие много внимания демократизации культуры, прекрасно понимали воспитательную и агитационную роль искусства. Они сумели придать стихийному движению орга­низованность и целеустремленность.

Каждое значительное событие революционного времени возбуж­дало творческую фантазию народа и получало яркое художествен­ное оформление. Под звуки музыки пала Бастилия. Народ слагал песни о низвержении монархии, о принятой конституции. Крупные военные победы отмечались грандиозными празднествами. Похо­роны народных героев превращались в массовые шествия. Чество­вание Вольтера и Руссо, прославление свободы и разума разрастались во всенародные торжества. Любая актуальная граждан­ская идея – от борьбы с духовенством до празднования урожая – воплощалась в конкретную художественную форму с участием на­рода. Так сложились и получили широчайшее распространение массовые жанры революционного искусства. Значительное место в них принадлежит музыке.

Принципиально новое в музыкальной культуре революционного периода – ее социальная направленность. Музыка превратилась в общественную силу, поставленную на службу государству, в ак­тивное средство гражданского воспитания. Ее идейное содержание посвящалось одной теме – пафосу революции, родине. Она стала выражением действия организованных масс.

Из дворцовых залов и театров музыка вышла на открытые пло­щади, десятки тысяч слушателей становились музыкантами-испол­нителями. Художественная жизнь настолько тесно переплелась с политическими событиями дня, что музыкальные произведение того времени могут служить своеобразной летописью революции.

Развитию нового искусства отдали свой талант и опыт широкие круги профессионалов. Враждебное отношение к революции прояв­лялось только со стороны тех деятелей искусства, которые при мо­нархии пользовались особыми привилегиями и покровительством короля. Для большинства артистов, в особенности музыкантов, политический переворот означал уничтожение унизительного и за­висимого положения придворного слуги. Представители третьего сословия, они вносили свой вклад в борьбу за новое общество, свободное от кастового неравенства старого режима.

Однако новые кадры художников-профессионалов появились не стихийно. Перед революционным искусством, стояли задачи, осу­ществление которых было немыслимо без целеустремленного, про­думанного художественного руководства. В самый разгар боев за свободу был создан профессиональный музыкальный центр, обе­спечивший новое направление музыкальной жизни в революцион­ный период. Энергичный революционный деятель Бернар Саррет из остатков гвардейского духового оркестра собрал коллектив патриотически настроенных музыкантов, который немедленно откли­кался на любое событие дня.

В 1792 году эта группа переросла в «Музыкальную школу на­циональной гвардии», сыгравшую огромную роль в общественной и художественной жизни революционной Франции. В 1793 году Конвент присвоил школе название «Национального музыкального института», который в 1795 году был переименован в консервато­рию.

Таким образом, знаменитая Парижская консерватория (став­шая впоследствии цитаделью академизма) родилась в бурные дни народного восстания как непосредственный участник револю­ционной борьбы. Ф. Госсек, А. Гретри (1741 – 1813), Л. Керубини, Э. Мегюль (1763 – 1817), Ж. Лесюер (1766 – 1837), И. Далейрак (1753 – 1809), Ш. Катель (1773 – 1830), А. Бертон (1767 – 1844) – вот имена наиболее видных композиторов Франции, возглавивших новое музыкальное движение, начатое Сарретом.

Именно ученикам и исполнителям оркестра будущей консерва­тории обязана Франция появлением новых, массово-героических музыкальных жанров.


 

главная персоналии произведения словарь записи книги
О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2019 Проект Ивана Фёдорова