Рим — наслоение эпох. Город оживляет развалины

Глава №7 книги «Песни. Опера. Певцы Италии»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Когда древний театр достиг апогея славы, появились новые зрелища и громадные, на десятки тысяч людей, замкнутые амфитеатры - цирки. Потом их разрушили и они превратились в музейные достопримечательности. И только один из них устоял и служит людям до сих пор. Это Веронский амфитеатр, или, как его называют, Веронская арена. По размерам он уступает Колизею (Веронская арена рассчитана на 30 тысяч мест, Колизей - на 50 тысяч.), но, в отличие от него, хорошо сохранился.

Во времена Римской империи в нем устраивались бои гладиаторов и охоты на диких зверей, в средние века - травли быков гончими собаками, которых выпускали на арену голодными разъяренными стаями; блестящие рыцарские турниры и споры на библейские темы, разрешавшиеся, как правило, "божественным суждением". Позднее амфитеатр стал местом для более цивилизованных зрелищ. В нем проводились спортивные состязания и выступления больших хоров. На его арене ставились драматические спектакли, разыгрывались комедии масок. И, наконец, в XIX веке на него сделали заявку воздухоплаватели - амфитеатр оборудовали под площадку для запуска аэростатов.

Долгие годы затем амфитеатр пустовал. Городские власти не знали, как его использовать. Для показа в качестве музейной редкости он был недостаточно дряхлым. Время почти не тронуло его. Нужно было что-то придумать. Поначалу все- таки сделали кассу и поставили прилавок с открытками. Стали брать деньги за вход, как в музей. Гиды водили посетителей по коридорам на самый верх, попутно показывали город, рассказывали были и небылицы. Сейчас амфитеатр обслуживает один кассир, он же продавец открыток. Гидов заменили вделанные в стены аппараты с трубками. Опустите монету, приложите трубку к уху, и чей-то голос поведает вам историю амфитеатра. Он вам расскажет, в частности, что перед первой мировой войной амфитеатр получил новое назначение и обрел наконец себя. Его сделали летним оперным театром.

Современный оперный театр под открытым небом фактически возник в Италии в 1913 году, когда в Веронском амфитеатре к столетию со дня рождения Верди была поставлена опера "Аида". Спектакль вызвал интерес и отклики на страницах печати. Начинание было одобрено. Первые спектакли ставились по инициативе частных ассоциаций и носили эпизодический характер. И только в 1934 году, когда амфитеатр официально возвели в ранг зрелищного предприятия и придали ему администрацию, он начал функционировать постоянно.

В Веронском амфитеатре, несмотря на его размеры, превосходная акустика. Два человека, один из которых находится на арене, а другой в верхнем ряду, могут разговаривать друг с другом, не напрягая голоса. Именно это акустическое свойство помогло амфитеатру стать одним из центров оперного искусства Италии и избежать почетной, но практически бесполезной участи музейной реликвии.

Театр под открытым небом сегодня - это возврат к древней традиции, начало которой в Италии положено более двух тысячелетий назад. Чем он вызван? Стремлением найти новые формы? Опере, конечно, нужна масштабность, но не столько зрительного зала, сколько спектакля, чтобы волновать широкого зрителя. Без этого опера рискует превратиться в камерный спектакль с музыкой или в театрализованный музейный экспонат-иллюстрацию, разыгранную в лицах.

В сумерках развалины вырастают в громадную крепость. У подножия они заросли травой и бурьяном, вверх взбирается цепкий плющ. Кое-где некогда массивная каменная кладка осела на землю тяжелой грудой щебня.

У стены, освещенной фонарями, - оживление. У билетных касс-амбразур выстроились очереди.

Это термы Каракаллы. Построенные в Риме в 217 году при императоре Марке Аврелии, прозванном Каракаллой, они просуществовали до середины V века, когда во время нашествия варваров был разрушен римский акведук, приносивший воду с гор.

В 1937 году летом в термах устроили открытый оперный театр. Строго говоря, театра как такового нет. Есть: занавес высотой в 12 метров и площадка, по которой может проскакать кавалерийский отряд; высокая, наполовину разрушенная стена с двумя примыкающими к ней боковинами образовали эту естественную сцену. На каркасе из полых железных труб амфитеатром поставили трибуны. "Зрительный зал" (в нем пять тысяч мест) не имеет ни стен, ни дверей, ни партера, ни галерки. Если смотреть вниз из последних рядов, сцена кажется крохотной, артисты - карликами. Но звук слышен отчетливо и чисто, очевидно, благодаря усилителям.

Успех первых спектаклей опрокинул скептические прогнозы. На следующий год театр благоустроили и довели количество мест в "зрительном зале" до 10 тысяч! Вместо пяти спектаклей поставили сорок (За 20 лет (1937—1957) в термах были поставлены 121 опера и балет (всего 511 спектаклей).)! Но когда порыв энтузиазма прошел и возникшие технические трудности стали помехой, "зрительный зал" пришлось ввести в прежние пределы.

Как летний оперный театр термы Каракаллы пользуются известностью не только в Италии, но и за границей. В Риме есть агентство, которое принимает предварительные заказы на театральные билеты и обеспечивает будущих зрителей транспортом. В рекламном проспекте указывается, что заказы поступают даже из Австралии.

В термах Каракаллы хорошо смотрятся постановочные оперы, такие, как, например, "Аида". На одном из представлений оперы мне довелось побывать. Впечатление спектакль производит необычное.

Еще до начала, когда бродишь по "фойе", среди полуразрушенных колонн и сводов, невольно начинаешь входить в эпоху спектакля. Ощущение это становится еще острее, когда занимаешь место в "зрительном зале". Темное небо усеяно звездами. Серебристый свет луны, пробиваясь сквозь развалины, освещает край сцены...

Раздвигается занавес, и начинается спектакль. На мгновение ослепляет картинность постановки. Потом перестаешь чувствовать, что ты зритель. Порой кажется, что происходящее на сцене - не театральное зрелище, а игра собственного воображения. В окружении грандиозных развалин оно воссоздает картины древнего Египта, пробуждая в памяти образы, места, когда-то виденные, но давно позабытые.

Точнее, это не оперный спектакль, а живые картины, связанные между собой судьбами трех героев. Зрительное впечатление настолько ярко и притягательно, что пение нередко отходит на второй план.

Может быть, поэтому в памяти остались лишь два эпизода. Да и их я скорее видел, чем слышал. Первый - сцена у Нила. Пустынный берег. Заросли. В густых сумерках едва заметны очертания храма. На этом тревожном фоне любовный дуэт Аиды и Радамеса звучит вызовом жестокой судьбе, страстным призывом к жизни. Удачное контрастное построение сцены: масштабность сценического полотна и лиричность переживаний придают всему эпизоду удивительную достоверность и оказывают большое эмоциональное воздействие на зрителя.

В финале оперы запоминается "отрешенное" звучание голосов Аиды и Радамеса. Они как будто доносятся из-под земли и легким, едва уловимым эхом отдаются в развалинах. Почти физически ощущаешь замурованный склеп.

Трудно найти более подходящую декорацию для "Аиды", чем та, которую создала здесь природа. Постановщику оставалось только умело воспользоваться ею, что он и сделал весьма талантливо.

В термах Каракаллы с успехом идут монументальные героические оперы, такие, как "Нерон" Бойто, "Моисей" Россини, "Андре Шенье" Джордано, "Аида", "Трубадур", "Сила судьбы" Верди. И редко ставятся малые, камерные, бытовые оперы. Не звучат они под открытым небом...

То, что в термах Каракаллы создали природа и люди, уникально и неповторимо. В мире нет больше таких терм, а если бы и были, теперь никому не придет в голову сделать из бывших бань оперный театр. В Риме это возможно. Вечный город "оживляет" развалины.

Бесспорно хорошо возрождать былое, памятники архитектуры, древние сооружения, плоды человеческого гения, вдыхать в них жизнь. Но где взять в современной Италии средства на поддержание старины? У тех, кто ее любит и почитает, или, как туристы, дарят кратковременным вниманием? И тут деловая предприимчивость оказывает добрую услугу талантливому народу, ведь это его деяния, его гордость.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова