Опера Чайковского «Воевода»

The Voyevoda

12.01.2011 в 12:29.

ВОЕВОДА — опера П. Чайковского в 3 д. (4 к.), либретто композитора и А. Островского но его драме «Воевода» («Сон на Волге»). Премьера: Москва, Большой театр, 30 января 1869 г., под управлением Э. Мертена.

Дружба и глубокое взаимопонимание связывали Чайковского с великим драматургом. В 1866-1867 гг. композитор задумал оперу на сюжет «Грозы», но тема уже была закреплена за В. Кашперовым. Островский предложил «Воеводу» и взялся составить либретто. В 1867 г. Чайковский приступил к работе. Позднее он вспоминал: «Опера была написана слишком скоро и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены. Я просто писал музыку на данный текст, нисколько не имея в виду бесконечное различие между симфоническим и оперным стилем».

Процесс сочинения, сначала шедший интенсивно, остановился из-за того, что Островский замедлил писание либретто. Чайковский вынужден был создавать текст самостоятельно, что не могло не сказаться на драматургии и всем развитии действия. Партитура была закончена в 1868 г. Спектакль имел успех, но выдержал только шесть представлений. По свидетельству друга композитора Н. Кашкина, исполнители были слабы, репетиций недостаточно: «Относительно первого представления „Воеводы" можно сказать, что собственно музыка оперы понравилась, но весь ансамбль сценического действия удовлетворял мало, главным образом по вине либретто, в котором оставался только скелет из поэтического создания Островского».

Действительно, «Воевода» — одно из самых значительных произведений драматурга. Дух народной песни, сказки, фантастики пронизывает пьесу (сцены с домовым, сны воеводы). При создании либретто многое было утрачено. Н. Кашкин писал: «...для упрощения постановки сны Воеводы были выпущены. ...Пропущены были такие лица, как Мизгирь-колдун, Отшельник, Домовой, сцена в крестьянской хате и крестьянка с ребенком; пропущено также шествие богомольцев, сцена разгула у Бастрюкова... разбойник Дубровин едва появлялся в действии, а Марья Власьевна оставлена только в качестве сопрано и почти вовсе лишена собственного облика всякими сокращениями в своей роли». Отрицательный отзыв о музыке «Воеводы» дал Г. Ларош. Под воздействием его несправедливой оценки композитор уничтожил партитуру. Она была восстановлена по оркестровым партиям — сначала С. Поповым (1930-е гг.), а позднее П. Ламмом (1940-е). Недостающие эпизоды досочинили Ю. Кочуров и В. Шебалин, редакцию текста выполнил С. Спасский. Возрожденная опера была поставлена впервые в ленинградском Малом оперном театре 28 сентября 1949 г. под управлением Э. Грикурова.

Музыка «Воеводы» отмечена высокими достоинствами: проникновенным лиризмом, широкой распевностью, поэтичностью, ярко выраженным национальным характером. Однако слабая драматургия осталась главным недостатком произведения, который не могла преодолеть и переработка текста.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова