Опера Керубини «Два дня, или Водовоз»

Les deux journées, ou Le porteur d'eau

12.01.2011 в 11:38.

ДВА ДНЯ (Les deux journees) / Водовоз (Le porteur d'eau) — музыкальная комедия Л. Керубини в 3 д., либретто Ж. Н. Буйи. Премьера: Париж, театр «Фейдо», 16 января 1800 г. Опера обошла сцены Европы под заглавием «Водовоз».

Действие развертывается в XVII в. во Франции. Желая сломить сопротивление парижского парламента, кардинал Мазарини приказал арестовать его главу, графа Армана, с женой Констанс. Войска кардинала охраняют парижские заставы, не пропуская никого. Смелый, благородный водовоз Микели, зная, что Арман защищает интересы народа, решает спасти его и Констанс. Он приводит их в свой дом и, предвидя возможность появления солдат Мазарини, укладывает графа в постель, а графиня по его совету надевает платье дочери Микели Марселины. Пришедшие солдаты не обнаруживают ничего подозрительного: лежащего в постели графа водовоз называет своим отцом, а графиню — дочерью. Сын Микели Антонио, вернувшийся домой, узнает в графе человека, некогда спасшего ему жизнь. Пришел черед отплатить добром за добро. Микели составляет план спасения Армана и Констанс. На следующий день должна состояться свадьба Антонио в соседней деревне. Он возьмет с собой Констанс, у которой будет паспорт Марселины, а Микели переправит графа через заставу в своей водовозной бочке. Так и происходит. Правда, лейтенант на заставе не хочет пропускать Констанс, поскольку приметы в паспорте не совпадают с ее внешностью, но, узнав в задержанной женщине ту, кого он видел в доме Микели, велит пропустить мнимую Марселину и ее «брата» Антонио. Микели удается обмануть лейтенанта, разыскивающего Армана, за голову которого обещана большая награда, и граф, выйдя из бочки, исчезает за заставой. Антонио благополучно доставляет Констанс в деревню, а добравшийся туда граф прячется в дупле огромного дерева.

Пришедшие на свадьбу солдаты преследуют графиню, и, охваченная страхом, она зовет на помощь мужа. Забыв о смертельной опасности, Арман выскакивает из дупла. Солдаты схватывают его, но прибежавший Микели сообщает, что королева Анна даровала прощение главе парламента.

Музыка «Водовоза» — одна из вершин творчества Керубини. Эмоциональная выразительность, драматизм, экспрессия отмечают партитуру. С глубокой симпатией обрисованы Микели и Антонио, чистые сердцем, бескорыстные сыновья народа. Проникновенный лиризм характерен для образов Армана и Констанс. Выразительны ансамбли, передающие и драматизм ситуации, и контрастность характеров. Таково трио II д., в котором противопоставлены резкие интонации лейтенанта на заставе, умоляющие — Констанс и полные участия и спокойствия — Антонио. Не менее выразительно трио I д., где Арман и Констанс благодарят Микели, а тот отвергает благодарность: он лишь выполнил свой долг. «Водовоз» — ярчайший образец «оперы спасения», оказавший воздействие на "Фиделио" Бетховена.

В России опера не сходила со сцены с начала XIX в. Впервые она была исполнена в 1804 г. в Москве на сцене Петровского театра, в Петербурге — 7 февраля 1813 г. в Малом театре. В роли Микели выступали В. Самойлов, М. Щепкин и др. В XX веке после долгого перерыва к «Водовозу» обратился ленинградский Театр оперы и балета (1933, под названием «У парижской заставы», под управлением В. Дранишникова). Одна из последних постановок была осуществлена в Париже в 1980 г.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова