Скрипка

12.01.2011 в 16:23.
Скрипка

Королева оркестра - скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». На верхней деке красивые, в виде f вырезы, которые так и называются - эфы. И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака, которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка. В середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой высокой струны.

Общий диапазон скрипки - от соль малой до соль четвертой октавы. Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придерживает ее подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.

Смычок - это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, «на одном дыхании», то есть не прерывая их паузами или цезурами. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Но она умеет не только петь. Есть много различных способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке. Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи играют аккорды из трех и четырех нот особым приемом - арпеджиато, беря звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам смычком.

В оркестре скрипки - главные инструменты. Им поручают ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых пьесах слышится пение скрипок; иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а порою и драматически напряженное. А в Польке-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов и некоторых других произведениях скрипки использованы совсем необычно: исполнители играют на них не смычком, а защипывая струны пальцами, как на щипковых инструментах. Этот прием называется пиццикато.

Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для нее созданы разнообразные произведения - от виртуозных этюдов Паганини до лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны концерты для скрипки с оркестром. Вы, наверное, слышали концерты Бетховена, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил - в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.

Л. В. Михеева


Человек со скрипкой уже давно стал как бы символом серьезной музыки. Все знают, кто такой Паганини, многим известно, что есть неразгаданный интригующий секрет Страдивари и что скрипки этого мастера, как и мировые шедевры живописи, служат предметами детективных историй с похищениями и находками.

Скрипке действительно принадлежит первенство во многом: в удивительной теплоте тона и сходстве с человеческим голосом (потому говорят всегда, что скрипка поет); в необычайной виртуозности, которую требует игра на ней; в уникальной выразительности ее интонации (не случайно о скрипке говорят еще, что она рыдает).

Скрипка - инструмент концертного зала, а в недавнем прошлом - ресторана или кабака, народного гулянья, камерного салона. Скрипачи - эти "каторжники" с малых лет - обладают тончайшим слухом. Звук их инструментов так же непосредственно выражает их внутренний мир, как и голос у певца.

Скрипка хорошо известна в Европе начиная с XIV века, когда в Польше, на Западной Украине и в Белоруссии широко распространились "скрипицы" или "скрипели", настроенные по квинтам, как и современная скрипка. Что же касается более ранних периодов, то здесь не все ясно. Родственные скрипке струнные смычковые инструменты бытовали у арабских, среднеазиатских и закавказских народов, а также у скандинавских и прибалтийских. Наибольшее сходство современной скрипки исследователи видят с ее славянскими предшественницами. В Италии и Франции скрипки связаны с семейством виол. Не случайно итальянское название скрипки, ставшее общеевропейским, - violino.

Лучшие школы скрипичных мастеров сложились в разных странах Европы в XVI-XVIII веках. Одновременно развивалась и скрипичная музыка. Возникли специальные скрипичные жанры: сольная соната, концерт. С начала XVII века скрипка была введена в оркестр, где и осталась основным инструментом. Первым это сделал К. Монтеверди в опере "Орфей".

Качественный сдвиг в истории скрипичного искусства связан с именем Никколо Паганини, который необычайно расширил технические приемы игры. Его сочинения до сих пор не превзойдены по трудности.

Мировой скрипичный репертуар огромен, включает в себя произведения А. Вивальди, Дж. Тартини, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Е. Хандошкина (великого русского скрипача), Н. Паганини, Г. Венявского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна и многих других композиторов.

М. Г. Рыцарева

Публикации

Произведения

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова