Записки балерины. Примечания

Глава №16 книги «Вазем Е. О. «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра»»

К предыдущей главе       К содержанию

  1. Пишо, Александр Николаевич (Андреевич) (1821—1881) — артист пб. балета в 1841—1881 гг. См. О нем в гл. VII.

  2. Крюгер (Шефердекер), Мария Августовна — артистка пб. балета в 1855—1879 гг.

  3. Гедеонов, Александр Михайлович (1790—1867) — директор императорских театров в 1847—1858 гг. Тип бюрократа-самодура. К искусству относился безразлично, с артистами обращался грубо н за небольшие провинности сажал под арест. При Гедеонове казнокрадство театральных чиновников достигло крайних пределов. Из подведомственных ему театров он предпочитал балет, где подвизалась его фаворитка, балерина Андреянова (см. о ней ниже, прим. 238).

  4. Федоров, Павел Степанович (1803—1879) — драматург, автор нескольких водевилей, пользовавшихся в середине XIX века очень большим успехом. В 1833—1879 гг. занимал в дирекции императорских театров должность начальника репертуарной частя и управляющего пб. Театральным училищем.

  5. Ришар (Ришард), Зинаида Иосифовна — артистка пб. балета в 1850—1856 гг., часто выступавшая за балерину; впоследствии, в 1857—1863 гг. — балерина парижского театра Большой оперы и преподавательница балетных танцев в Париже.

  6. Мерант — балетмейстер парижского театра Большой оперы в 1870—1880 гг. См. о нем в гл. XII.

  7. Буркова, Мннна Ивановна — известная в Петербурге в 1850—1860 гг. фаворитка министра императорского двора графа В. Ф. Адлерберга. Благодаря этой связи неограниченно распоряжалась не только судьбой артистов императорских театров, но и назначениями на видные административные посты. Типичная «помпадурша» царского режима, привыкшая к общему поклонению и лести.

  8. Адлерберг, граф Владимир Федорович (1790—1884) — министр императорского двора в 1852—1872 гг.

  9. Лезенская, Леопольдина Валентиновна — артистка пб. балета в 1875—1893 гг.

  10. Каратыгина, Клеопатра Александровна (1848—1934) — драматическая актриса; выступала главным образом в провинции, а также в Москве в Малом театре и в Петербурге — в Александрийском театре и театре Литературно-художественного общества. После Великой пролетарской революции — заслуженная артистка республики, состоявшая в труппе ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького.

  11. Сантис, Михаил Людвигович (1826—1879) — пианист и композитор; автор оперы «Ермак», шедшей без успеха в пб. Мариинском театре в сезоне 1373/74 гг.

  12. Венявский, Генрих Иосифович (1835—1830) — знаменитый польский с скрипач; солист оркестра пб. Большого театра в 1860—1874 гг.

  13. Цабель, Эдуард Альбертович (1835—1910) — выдающийся арфист; солист оркестра пб. балета в 1855—1903 гг.

  14. Зейферт, Иван Иванович (р. 1837) — известный виолончелист и композитор.

  15. Чиарди, Цезарь (1818—1877) — флейтист, солист оркестра пб. Большого театра в 1855—1877 гг., автор ряда пьес для флейты.

  16. Вурм, Василий Васильевич (1826—1904) — виртуоз на корнет-а-пистоне.

  17. Каваллини, Эрнесто (1897—1875) — кларнетист, солист оркестра пб. Большого театра в 1854—1859 гг.

  18. Борх, граф Александр Михайлович (1894—1857) — директор императорских театров в 1862—1867 гг.; отличался бездеятельностью и крайней надменностью в обращении с подчиненными.

  19. Медведева, Александра Ивановна — артистка пб. балета в 1861—1879 гг.

  20. Носилов, Иван Иванович (1842—1907) — профессор оперативной хирургии в пб. Военно-медицинской академии в 1881—1895 гг.

  21. Волкова, Варвара Петровна — артистка пб. балета в 1835—1843 и 1847—1854 гг., преподавательница танцев в пб. Театральном училище в 1855—1853 гг.

  22. Иванов, Лев Иванович (1834—1901) — танцовщик, главный режиссер и второй балетмейстер пб. балета, в котором служил в 1852—1901 гг. Обладал недюжинным дарованием постановщика балетов, но был затерт первым балетмейстером М. И. Петипа (см. о нем в главе IV). Лично Ивановым на пб. сцене были, между прочим, поставлены одноактные балеты «Очарованный лег», «Шалости Амура», одно действия балета «Золушка» и более значительные балеты «Щелкунчик» и «Дочь Микадо», а совместно с Петипа — «Гарлемский тюльпан» и «Лебединое озеро». См. о нем в главе VII.

  23. Богданов, Алексей Николаевич — артист и главный режиссер пб. балета, в котором служил в 1848—1883 гг., главный режиссер и и. д. балетмейстера московского балета в 1883—1889 гг. См. о нем в гл. VIII.

  24. Арабеск — одна из основных поз классического танца, в которой тело танцующего опирается на одну ногу, другая же, вытянутая, отделена от земли и простирается на высоту под углом в 90° к первой; корпус простерт вперед, а из рук одна вытянута вперед, другая же отведена в сторону.

  25. Аттитюд — поза, в которой танцующий стоит на одной ноге с другой ногой, поднятой от земли на высоту под углом в 90° к первой и отведенной назад в согнутом положении: одна рука поднята, другая — вытянутая — отведена в сторону.

  26. Канцырева, Клавдия Михайловна (Ивановна) — артистка пб. балета в 1866—1870 гг. См. о ией в гл. VI.

  27. Гюге (Юге), Евгений — французский танцовщик, служивший в пб. балете артистом и преподавателем танцев в пб. Театральном училище в 1848—1869 гг.

  28. Муравьева, Марфа Николаевна (Никифоровна) (1838—1879) — известная петербургская балерина в 1857—1866 гг., выступавшая также в Москве и Париже. См. о ней в гл. V.

  29. Снеткова, Фанни (Феодосия) Александровиа — артистка пб. Александрийского театра на роли героинь в 1857—1863 гг.

  30. Стрельская, Варвара Васильевна (1838—1915) — артистка пб. Александрийского театра в 1857—1915 гг. на первые женские характерные роли преимущественно русского бытового репертуара.

  31. Надеждина (Сницарова), Надежда Романовна — артистка пб. Александрийского театра в 1857—1877 гг.

  32. Нильский (Нилус), Александр Александрович (1841—1899) — артист пб. Александрийского театра в 1858—1883 гг. и 1892—1897 гг. на роли сначала героев и любовников, а потом — резонеров. В молодости пользовался покровительством начальника репертуарной части П. С. Федорова, благодаря чему оказывал безграничное влияние на жизнь театра, что давало повод к резким выпадам по его адресу со стороны театральной критики. Конец его карьеры был довольно бесцветным.

  33. Кеммерер, Александра Николаевна — артистка пб. к моск. балета в 1862—1879 гг. См. о ней в гл. VI.

  34. Мадаева, Матильда (Матрена) Николаевна — артистка пб. балета в 1862—1878 гг. См о ней в гл. VI.

  35. Прихунова, Алексавдра Ивановна — артистка пб. балета в 1862—1879 гг. См. о ней в гл. VI.

  36. Кошева, Анна Дмитриевна — артистка пб. балета в 1848—1876 гг. См. о ней в гл VI.

  37. Васильева, Александра Николаевна — артистка пб. балета в 1864—1880 гг.

  38. Лядова, Вера Алексавдровна — артистка пб. балета в 1858—1868 гг. и пб. Александрийского театра в 1869—1870 гг. См. о ней в гл. VI.

  39. Лелева (ЛилненфельдА Мария Павловна — артистка пб. Александрийского театра в 1861—1882 гг.

  40. Подобедова, Екатерина Ивановна — артистка пб. Александринского театра в 1859—1882 гг.

  41. Числова, Екатерина Гавриловна — артистка пб. балета в 1862—1876 гг. См. о ней в гл. XIII.

  42. Кузнецова, Анна Васильевна — артистка пб. балета в 1862—1876 гг. См. о ней в гл. XIII.

  43. Николай Николаевич (старш.), вел. кн. (1831—1891) — брат Александра II, генерал-инспектор кавалерии и инженерных частей, после русско-турецкой войны 1877—1878 гг. — генерал-фельдмаршал.

  44. Константин Николаевич, вел. кн. (1827—1892) — брат Александра II, генерал-адмирал, в 1863—1881 гг. — председатель Государственного совета.

  45. Гердт, Павел Андреевич (1844—1917) — выдающийся танцовщик и мимический артист пб. балета в 1866—1917 гг., долгое время занимавший положение премьера. См. о нем в гл. VII.

  46. Свободин (Козиенко), Павел Матвеевич (1850—1892) — выдающийся актер на первые характерные роли. Служил сначала в 1871—1877 гг. под фамилией Матюшина в пб. Александрийском театре, потом в провинции и в Москве, а в 1884—1892 гг. вновь состоял в труппе Александрийского театра.

  47. Hикитин, Иван Дмитриевич — артист московского балета в 60-х—70-х гг. XIX века.

  48. Кондратьев, Алексей Михайлович (1846—1913) — режиссер драмы, работавший главным образом в московском Малом театре, где он, в 1877—1907 гг., последовательно занимал должности помощника режиссера, режиссера и главного режиссера.

  49. Лисовский, Леонид Александрович — скрипач оркестра пб. Александрийского театра в 1864—1874 гг.

  50. Кузнецов, Александр Васильевич — солист-виолончелист оркестра пб. Мариинского театра в 1865—1894 гг.

  51. Вергина, Александра Федоровна (1848—1901) — балерина пб. балета в 1868—1873 гг. См. о ней в гл. VI .

  52. Амосова, Марня Николаевна — артистка пб. балета в 1869—1883 гг. См. о ней в гл. VI.

  53. Шапошникова, Александра Васильевна — артистка пб. балета в 1868—1885 гг. См. о ней в гл. VI.

  54. Фабр, Александра Александровна — артистка пб. балета в 1864—1882 гг.

  55. Ланг, Людмила (Елена) Федоровна — артистка пб. балета в 1866—1869 гг. Смотри о ней в гл. XIII.

  56. Ланг (Цигиер), Аделаида Федоровна — артистка пб. Александрийского театра в 1864—1881 гг.

  57. Соколова, Евгения Павловна (1850—1925) — балерина пб. балета в 1868—1871 и 1874—1885 гг. См. о ней в гл. V.

  58. Сабуров, Андрей Иванович (1797—1866) — директор императорских театров в 1858—1862 гг. Отличался симпатиями к итальянской опере и французскому театру, бесхозяйственностью в управлении театрами и безрассудными тратами казенных денег.

  59. Оффенбах, Жак (1819—1880) — плодовитый эльзасский композитор, живший главным образом в Париже, где им был создан жанр французской оперетты — социальной сатиры. Написал 102 оперетты, из которых на сцене пб. Александрийского театра в 60-х—70-х гг. XIX века шли «Прекрасная Елена», «Птички певчие» («Перикола»), «Орфей в аду», «Званый вечер с итальянцами», «Разбойники», «Волшебная песенка» («Песенка Фортунио») и «Парижская жизнь».

  60. Лекок, Шарль (1832—1918) — французский композитор, автор многих оперетт, из которых в пб. Александрийском театре в 70-х гг. XIX века давались «Дочь рынка» («Дочь мадам Анго»), «Зеленый остров» («Сто дев»), «Рыцарь без страха» («Красавец Дюнуа») и «Чайный цветок».

  61. Эрве — псевдоним французского опереточного композитора Флоримона Роиже (1825—1892), из произведений которого в пб. Александрийском театре в 60-х—70-х гг. XIX века шел «Фауст на изнанку» («Маленький Фауст»).

  62. Зуппе, Франц (1820—1895) — австрийский композитор, автор ряда популярных в свое время оперетт, из которых в пб. Александрийском театре в 60-х—70-х гг. XIX века давались «Десять невест и ни одного жениха» и «Легкая кавалерия».

  63. Александрова, Надежда Александровна — артистка пб. балета в 1867—1887 гг.

  64. Михаил Николаевич, вел. кн. (1832—1909) — брат Александра II, генерал-фельдцейхмейстер, в 1863—1881 гг. — наместник царя на Кавказе, после русско-турецкой войны 1877—1878 гг. — генерал-фельдмаршал.

  65. Ольденбургский, принц Петр Георгиевич (1812—1881) — двоюродный брат Александра II, главноуправляющий IV отделением Собственной его величества канцелярии, которому были подведомственны женские институты, приюты, и другие учебные заведения; бездарный композитор-дилетант.

  66. «Фиаметта» — балет в 2 действиях А. Мельяка, Л. Галеви и А. Сен-Леона, с музыкой Л. Минкуса, был впервые поставлен, под названием «Пламя любви, или Саламандра», в Москве, в Большом театре, 12 ноября 1863 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 13 февраля 1864 г.

  67. «Мечта художника, или Одушевленный портрет» (Illusion d’un peintre) — балет в1 действии и 2 картинах Ж. Перро, с музыкой Ц. Пуни, поставлен впервые в Милане в театре Ля Скаля («La Scala») в 1844 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 19 октября 1848 г.

  68. Елена Павловна, вел кн. (1806—1873) — вдова брата Николая I, Михаила Павловича.

  69. Роллер, Андрей Адамович (18Э5—1891) — главный машинист и декоратор пб. императорских театров в 1834—1879 гг., автор большого числа декораций к операм и балетам, поставленным за, это время в пб. Большом театре, профессор перспективной живописи в Академии художеств. См. о нем в гл. VIII.

  70. Гензельт, Адольф Львович (1814—1889) — известный в свое время в Петербурге пианист-виртуоз и композитор.

  71. Петипа, Мариус Иванович (1818—1910) — французский балетмейстер. Работал на разных заграничных сценах, а в 1847—1910 г. — в Петербурге, где сначала совмещал функции танцовщика и балетмейстера, а потом отдался всецело работе по постановке балетов. В течение полувека был единственным художественным руководителем пб. балета, поставив за это время свыше 60 разных оригинальных хореграфических спектаклей. Как балетмейстер соединял в своих постановках достижения всех выдающихся хореграфов своего времени и обнаруживал склонность к дивертисментности. Лучшими из его балетов считаются: «Дочь фараона», «Дон-Кихот», «Трильби», «Камарго», «Баядерка», «Роксана», «Зорайя», «Весталка», «Спящая красавица», «Раймонда» и" «Арлекинада». Ввиду долголетнего заполнения пб. балетного репертуара произведениями Петипа, «балет Петипа» стал синонимом русского императорского балета. См. о нем в гл. IV.

  72. Петипа (Суровщикова), Мария Сергеевна (1836—1882) — жена балетмейстера М. И. Петипа, балерина пб. балета в 1854—1869 гг. Ей посвящено несколько стихов в известном стихотворении Н. А. Некрасова «Балет». См. о ней в гл. V.

  73. Михайловская (Лейброк), Жозефина Августовна (1842—1895) — певица сопрано, артистка пб. русской оперы в 1863—1871 гг., а потом, в 1882—1895 гг., — пб. Александрийского театра.

  74. «Роберт и Бертрам, или Два вора» — балет в 3 действиях н 6 картинах Ф. Ore, с музыкой Шмидта, поставлен впервые в Берлине в Оперном театре в 1841 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз, в постановке Ф. Кшесинского, 29 апреля 1858 г. с музыкой, дополненной Ц. Пуни.

  75. «Динора» («Плоэрмельский праздник») — опера Дж. Мейербера, поставлена впервые в Париже, в театре Комической оперы, в 1859 г. и в том же году шла в первый раз в Петербурге, в итальянской опере, в Большем театре.

  76. Фиоретти, Елена — итальянская певица, отличавшаяся при весьма некрасивой внешности замечательно высоким колоратурным и лирическим сопрано мягкого, «бархатного» тембра. Выступала в пб., итальянской опере в 1860—1865 и 1868—1869 гг.

  77. «Сильфида» — балет в 2 действиях А. Нурри и Ф. Тальони, с музыкой Шнейцгеффера, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 12 марта 1832 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз, в постановке балетмейстера Титюса, 28 мая 1835 г.

  78. «Фауст» — балет в 3 действиях и 7 картинах Ж. Перро, с музыкой Паница и Ц. Пуни, поставлен впервые в Милане, в театре Ля Скаля, в 1848 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 2 февраля 1854 г.

  79. Богданова, Надежда Константиновна — балерина 50-х—60-х гг. XIX века. Выступала в Париже, Вене, Берлине, Варшаве, Петербурге (в 1856—1858 и 1860—1864 гг.) и Москве (1861—1862 гг.). См. о ней в гл. V.

  80. «Эолива, или Дриада» — балет в 4 действиях и 5 картинах Ж. Перро с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 6 ноября 1858 г.

  81. Феррарис, Амалия — итальянская балерина середины XIX века, выступавшая в разных городах Италии, Лондоне, Вене, а преимущественно в Париже (1858—1862); в пб. Большом театре гастролировала в 1858—1859 гг.

  82. «Пакеретта» — балет в 4 действиях Т. Готье и А. Сен-Леона, с музыкой Бенуа, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 15 января 1851 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 26 января I860 г. с музыкой, дополненной Ц. Пуни.

  83. Соколова, Мария Петровна — артистка пб. балета в 1851—1872 гг. См. о ней в гл. VI.

  84. Розати, Каролина — итальянская балерина 50-х—60-х гг. XIX века, выступавшая в разяых городах Италии, Лондоне, а преимущественно в Париже (1854—1859); в пб. Большом театре гастролировала в 1859—1862 гг. См. о ней в гл. V.

  85. Амосова, Надежда Николаевна — артистка пб. балета в 1852—1866 гг. См. о ней в гл. VI.

  86. «Армида» — балет в 4 действиях и 5 картинах с прологом Ж. Перро с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 8 ноября 1855 г.

  87. Фридберг, Екатерина Иосифовна — русская балерина середины XIX века, выступавшая на разных заграничных сценах; гастролировала в пб. Большом театре в 1857—1859 гг. См. о ней в гл. V.

  88. «Севильская жемчужина» — балет в 3 действиях и 6 картинах А. Сен-Леона, с музыкой Пинто и Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 24 января 1861 г.

  89. «Наяда и рыбак» — балет в 3 действиях Ж. Перро с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом, театре 30 января 1881 г.

  90. «Корсар» — балет в 4 действиях и 5 картинах А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье, с музыкой А. Адама, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 23 января 1856 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз, в постановке балетмейстера Ж. Перро, 12 января 1858 г. с музыкой, дополненной Ц. Пуни.

  91. «Баядерка — балет в 4 действиях и 7 картинах М. Петипа (по программе С. Худекова), с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 23 января 1877 г. См. о нем в гл. XI.

  92. Перро, Жюль (1810—1892) — французский танцовщик и балетмейстер, работавший сначала на заграничных сценах, главным образом в Париже, а потом, в 1848—1859 гг. — в Петербурге, где им поставлен ряд балетов, отличавшихся драматической содержательностью. Из них наиболее значительны: „Эсмеральда“, „Катарина“, „Питомица фей“, „Наяда и рыбак“, „Фауст“, „Армида“ и „Эолина“.

  93. Гете, Иоганн-Вольфганг (1749—1832) — величайший германский поэт и драматург. Первая часть его трагедии „Фауст“ вышла в свет в 1808 г., вторая — а 1832 г.

  94. Гуно, Шарль (1818—1893) — французский композитор. Его опера „Фауст“ поставлена впервые в Париже в 1859 г.

  95. „Эсмеральда“ — балет в 3 действиях и 5 картинах Ж. Перро, с музыкой Ц. Пуни, поставлен впервые в Милане, в театре Ля Скаля, в 1845 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 21 декабря 1848 г.

  96. Гюго, Виктор (1802—1885) — знаменитый французский поэт, драматург и романист (глава романтической школы). Его роман „Собор Парижской богоматери“ вышел в свет в 1831 г.

  97. „Катарина, дочь разбойника“ — балет в 3 действиях и 4 картинах Ж. Перро, с музыкой Ц. Пуни, поставлен впервые в 40-х гг. XIX века в Лондоне; в пб. Большом театре шел в первый раз 4 февраля 1849 г. О возобновлении его см. в гл. XI.

  98. Роза, Сальватор (1615—1673) — знаменитый итальянский художник и сатирик.

  99. Мазилье, Жозеф (1797—1868) — французский танцовщик и балетмейстер. Работал главным образом в Париже, в театре Большой оперы, в 40-х — 50-х гг. XIX века. В 1851—1852 гг. был балетмейстером пб. Большого театра. Из его балетов наибольшим успехом пользовались: „Корсар“, „Пахита“, „Сатанилла“ („Влюбленный бес“) и „Своенравная жена“ („Le diable à quatre“).

  100. „Своенравная жена“ („Le diable à quatre“) — балет в 4 действиях и 5 картинах Левена и Ж. Мазилье, с музыкой А. Адама, поставлен впервые в Париже в театре Большой оперы 11 августа 1845 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз, в постановке балетмейстера Ж. Перро, 14 ноября 1850 г., с музыкой, дополненной Ц. Пуни.

  101. Сен-Леон, Карл-Виктор-Артур (1821—1870) — скрипач, танцовщик и балетмейстер. Работал в разных городах Европы, главным образом в Париже, в театре Большой оперы, где в 1847—1870 гг. нм поставлен ряд балетов, из которых лучшие: „Мраморная красавица“, „Маркитантка“, „Волшебная скрипка“, „Стелла“, „Пакеретта“, „Немея“ и „Коппелия“. В 1859—1869 гг. ежегодно приезжал для постановки балетов в Россию, преимущественно в Петербург. В пб. Большом театре из его произведений наибольшим успехом пользовались „Севильская жемчужина“, „Метеора“, „Сирота Теолинда“, „Фиаметта“, „Конек-Горбунок“ и „Валахская невеста“. Сен-Леон — автор изданной в России на французском языке кииги „Стенохореграфня, или Искусство быстро записывать танцы“.

  102. „Сальтарелло, или Страсть к танцам“ — балет в 2 действиях А. Сен-Леона, с его же музыкой, шел в первый раз в пб. Большом театре 8 октября 1859 г.

  103. „Лилия“ — балет в 4 действиях А. Сен-Леона, с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 21 октября 1869 г.

  104. Граицова, Адель (1843—1877) — немецкая балерина, выступавшая в Ганновере, Париже, Берлине, Вене, Москве и Петербурге; в пб. Большом театре гастролировала в 1865—1873 гг. См. о ней в гл. V.

  105. Эзоп (VI в. дон. э.) — древнегреческий поэт, считающийся первым баснописцем; в его рассказах действующими лицами являлись животные на ряду с людьми и богами.

  106. „Конек-Горбунок, или Царь-Девица“ — балет в 4 действиях и 9 картинах А. Сеи-Леона, с музыкой Ц. Пунн, шел в первый раз в пб. Большом театре 3 декабря 1864 г.

  107. Ершов, Петр Павлович (1815—1869) — писатель, приобревший известность как автор сказки в стихах „Конек-Горбунок“, написанной им по материалам русских народных сказок, приведенных им в стройность и частично дополненных.

  108. Каракозов, Дмитрий Владимирович (1840—1866) — революционер, один из видных деятелей революционного кружка „ишутинцев“, 4 апреля 1866 г. выстрелил, но неудачно, Из револьвера в Александра И у входа в Летний сад в Петербурге и по приговору суда повешен.

  109. Пуни, Цезарь (1805—1870) — итальянский композитор. В 1853—1870 гг. занимал при пб. театрах штатную должность композитора балетной музыки. Написал музыку ко многим балетам и бесчисленное количество отдельных музыкальных номеров для танцев. Из его балетов наибольшей популярностью пользовались: „Эсмеральда“, „Катарина“, „Наяда и рыбак“, „Дочь фараона“, „Конек-Горбунок“, „Царь Кандавл“ н „Севильская жемчужина“. См. о нем в гл. VIII.

  110. Горский, Александр Алексеевич (ум. в 1924 г.) — артист пб. балета в 1889—1900 гг. и балетмейстер московского балета в 1900—1924 гг. Хореограф-новатор, переделывавший старые балеты в модернистском жанре. Балет „Конек-Горбунок“ в его постановке шел в первый раз в московском Большом театре 25 ноября 1901 г. и в пб. Мариинском театре — 16 декабря 1912 г.

  111. Готье, Теофиль (1811—1872) — французский буржуазный беллетрист и поэт романтической школы, а также театральный критик и автор нескольких балетных программ.

  112. Черрито, Фанни — итальянская балерина середины XIX веке, выступавшая в Вене, разных городах Италии, Мадриде, Лондоне, а преимущественно в Париже (1847—1854); гастролировала в пб. Большом театре в 1855—1856 гг.

  113. Иогансон, Христиан Петрович (1817—1903) — танцовщик и мимический артист пб. балета в 1841—1884 гг.; преподаватель танцев в пб. Театральном училище в 1869—1896 гг. и в классе усовершенствования артисток пб. балета в 1869—1903 гг.

  114. Ефремова, Мария Алексеевна — артистка пб. балета в 1853 1871 гг. См. о ней в главе VI.

  115. Стуколкин, Тимофей Алексеевич (1829—1894) — артист пб. балета в 1848—1894 гг. Умер во время представления балета „Коппелия“ в Михайловском театре. См. о нем в гл. VII.

  116. Мельяк, Анри (1831—1897) — французский буржуазный драматург и либреттист опер и оперетт.

  117. Галеви, Людовик (1834—1908) — французский буржуазный драматург, романист и либреттист опер и оперетт.

  118. Минкус, Людвиг (1827—1890) — австрийский композитор. В 1872—1890 гг. занимал при пб. театрах штатную должность композитора балетной музыки. Написал музыку к 16 балетам, из которых наиболее значительны: „Фиаметта“, Золотая рыбка», «Бабочка», «Бандиты», «Камарго», «Баядерка», «Дон-Кихот», «Роксана», «Зорайя» «Калькабрино».

  119. «Талисман» — балет в 4 действиях с прологом и эпилогом К. Тарновского и М. Петипа, с музыкой Р. Дриго, шел в первый раз в пб. Мариинском театре 25 января 1889 г.

  120. «Метеора, или Долина звезд» — балет в 3 действиях А. Сен-Леона, с музыкой Пинто и Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 23 февраля 1861 г.

  121. «Золотая рыбка» — балет в 3 действиях и 7 картинах А. Сен-Леона, с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Гольшом театре 26 сентября 1867 г.

  122. Вагнер, Генрих-Герман (1810—1885) — художник-декоратор пб. театров в 1843—1885 гг.

  123. «Сирота Теолинда, или Дух долины» — балет в 3 действиях с прологом А. Сен-Леона, с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 6 декабря 1862 г.

  124. «Грациелла, или Любовная ссора» — балет в 1 действии А. Сен-Леона, с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 5 ноября 1859 г.

  125. «Валахская невеста, или Золотая коса» — балет в 1 действии Ньютера и Сен-Леона, с музыкой Грациани и Матриоци, поставлен впервые в Париже, в Итальянском театре, в 60-х гг.; в пб. Большом театре шел в первый раз 11 ноября 1866 г.

  126. «Маркитантка» — балет в 1 действии А. Сен-Леона, с музыкой Ц. Пуни, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 20 октября 1848 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 13 декабря 1855 г.

  127. «Дочь фараона» — балет в 4 действиях и 7 картинах, с прологом и эпилогом, А. Сен-Жоржа и М. Петипа, с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 18 января 1862 г.

  128. «Царь Кандавл» — балет в 4 действиях и 6 картинах А. Сен-Жоржа и М. Петипа, с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 17 октября 1868 Г.

  129. Сен-Жорж (Вернуа де Сен-Жорж), Жюль-Анри (1801—1875) — французский драматург, автор многочисленных оперных либретто и балетных программ.

  130. Дидло, Карл-Людовик (1767—1837) — танцовщик, балетмейстер и преподаватель танцев, изобретатель «летающего балета». Работал сначала в разных европейских городах, а в 1801—1311 и 1816—1829 гг. был руководителем пб. балета и может считаться фактическим создателем русской хореграфии в ее современном масштабе. На сцене пб. Большого театра Дидло поставил 60 балетов, отличавшихся, по выражению Пушкина, «живостью воображения и прелестью необыкновенной». Из них особенно выдавались: «Зефир и Флора», «Ацис и Галатея», Венгерская хижина", «Калиф багдадский», «Рауль де Креки», ,Хензи и Тио", «Лаура и Генрих», «Кора и Алонзо», «Евтимий и Евхариса», «Альцеста», «Роланд и Моргана», «Кавказский пленник» и др. Имя Дидло увековечено Пушкиным в строфах XVIII и XXI гл. I «Евгения Онегина».

  131. Гольц, Николай Осипович (1800—1880) — танцовщик, а потом первый мим пб. балета, в 1822—1880 гг. См. о нем в гл. VII.

  132. Кшесинский, Феликс Иванович (1823—1905) — артист пб. балета в 1853—1905 гг. См. о нем в гл. VII.

  133. Радина, Любовь Петровна — артистка пб. балета в 1857—1885 гг. См. о ней в гл. VI.

  134. Дор, Генриетта — французская балерина, выступавшая в Брюсселе, Милане, Турине, Берлине, Париже и Лондоне; гастролировала в пб. Большом театре в 1868 и 1869 гг. См. о ней в гл. V.

  135. «Камарго» — балет в 3 действиях и 8 картинах А. Сен-Жоржа и М. Петипа, с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 17 декабря 1872 г.

  136. Камарго, Мария (1710—1770) — знаменитая парижская балерина XVIII века.

  137. Дридьби" — балет в 3 действиях и 7 картинах М. Петипа, с музыкой Ю. Гербера, поставлен впервые в Москве, в Большом театре, 25 января 1870 г.; в пб. Большом театре шел впервые 17 января 1871 г.

  138. «Дон-Кихот» — балет в 5 действиях и 11 картинах М. Петипа, с музыкой Л. Минкуса, поставлен впервые в Москве, в Большом театре, 14 декабря 1869 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 9 ноября 1871 г.

  139. Сервантес (Сервантес Сааведра), Мигель (1547—1616) — знаменитый испанский писатель, прославившийся романом «Дон-Кихот Ламанчский», имеющим, кроме литературного, и большое социально-бытовое значение как литературный памятник эпохи, когда началось разложение испанского феодализма.

  140. «Зорайя, или Мавританка в Испании» — балет в 4 действиях и 7 картинах М. Петипа (по программе С. Худекова), с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 1 февраля 1881 г. См. о нем в гл. XI.

  141. Худеков, Сергей Николаевич (1837—1927) — буржуазный журналист, театральный критик и драматург, издатель в 1871—1917 гг. бульварной «Петербургской газеты», автор труда «История танцев» (вышли три тома, Пб.-Пгр., 1913—1915)

  142. «Роксана, краса Черногории» — балет в 4 действиях М. Петипа (по программе С. Худекова), с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 29 января 1878 г.

  143. «Ливанская красавица, или Горный дух» — балет в 3 действиях и 7 картинах М. Петипа (по программе Г. Раппопорта), с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 12 декабря 1863 г.

  144. «Флорида» — балет в 3 действиях и 5 картинах М. Петипа, с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 20 января 1866 г.

  145. Вот полный текст этих стихов в том виде, как они приведены в «Закулисной хронике» А. А. Нильского (Пб. 1900, гл. XII, стр. 249):
    Сорок тысяч, сорок тысяч
    Стоит новый наш балет,
    Балетмейстера бы высечь,
    Чтобы помнил сорок лет,
    Чтоб не тратил денег даром,
    Не рядил в штаны девиц!
    Зачем шпаги «минералам»,
    Фонари зачем у птиц?
    Чтоб чертей на сцену нашу
    Он поменьше выводил,
    Вообще такую кашу
    Он отнюдь бы не варил!
    Сорок тысяч, сорок тысяч!
    Надо высечь! Надо высечь!

  146. «Бабочка» — балет в 4 действиях А. Сен-Жоржа и М. Петипа, с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 6 января 1874 г. См. о нем в гл. XI.

  147. «Бандиты» — балет в 2 действиях и 5 картинах М. Петипа, с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 26 января 1875 г. См. о нем в гл. XI.

  148. «Дочь снегов» — балет в 3 действиях и 5 картинах М. Петипа, с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 7 января 1879 г. См. о нем в гл. XI.

  149. «Приключения Пелея» — балет в 3 действиях и 5 картинах М. Петипа с музыкой Л. Минкуса, шел в первый раз в пб. Большом театре 18 января 1876 г.

  150. «Млада» — балет в 4 действиях и 9 картинах М. Петипа (по программе С. Гедеонова), с музыкой Л. Минкуса — шел в первый раз в пб. Большом театре 2 декабря 1879 г.

  151. Гедеонов, Степан Александрович (1816—1877) — ученый археолог, автор исторического труда «Варяги и Русь» (Пб. 1876), исторической трагедии «Смерть Ляпунова», шедшей в пб. Александрийском театре в 1845 г., и др. В 1863—1877 гг. был директором Эрмитажа, а в 1867—1875 г. — одновремеиио и директором императорских театров. На этом последнем посту не проявил себя ничем.

  152. Римский-Корсаков, Николай Андреевич (1844—1909) — знаменитый композитор, один из главных представителей новой русской музыкальной школы, так называемой «Могучей кучки», автор большого числа симфонических и камерных произведений, а также опер, преимущественно на старые русские сказочные и историко-бытовые сюжеты. Опера-балет «Млада» шла в первый раз в пб. Мариинском театре 20 октября 1892 г.

  153. «Кипрская статуя, или Пигмалион» — балет в 4 действиях и 6 картинах, сюжет и музыка князя Н. Ю. Трубецкого, поставлен впервые балетмейстером Телле в Вене, в Оперном театре, в 1881 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз, в постановке балетмейстера М. Петипа, 11 декабря 1883 г.

  154. Петипа, Мария Мариусовна — артистка пб. балета в 1875—1907 гг. См. о ней в гл. VI.

  155. Савицкая, Любовь Леонидовна — артистка московского балета в 1871—1872 гг. и петербургского — в 1872—1888 гг.

  156. Леонидов, Леонид Львович (1821—1889) — артист пб. Александрийского театра в 1839—1843 гг., московского Малого — в 1843—1854 гг., вновь пб. Александрийского — в 1854—1888 гг. Был представителем изжившегося к концу XIX века амплуа трагика. Он сам охарактеризовал себя в следующем четверостишии:
    Я русской сцены ветеран
    Классическим уделом,
    Последний я из могикан
    С трагическим отделом.

  157. Балет «Невеста-лунатик», шедший в первый раз в пб. Большом театре 29 января 1859 г. с участием балерины Фридберг, был новой редакцией балета «Женщина-лунатик, или Прибытие нового помещика» Е. Скриба и Омера, с музыкой Герольда, поставленного впервые, под названием «Сомнамбула», в Париже, в театре Большой оперы, 19 сентября 1827 г. я представленного в первый раз в пб. Большом театре 2 мая 1828 г.

  158. Довита, или Мексиканские разбойники" («Jovita ou les Boucaniers») — балет в 3 действиях Ж. Мазилье, с музыкой Лабарра, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 11 ноября 1853 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз, в постановке балетмейстера А. Сен-Леона, 13 сентября 1859 г.

  159. «Газельда, или Цыгане» — балет в 2 действиях и 4 картинах, с прологом, Ж. Перро, с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 12 февраля 1853 г.

  160. Кукки, Клодина — итальянская балерина 50-х — 60-х гг. XIX веха, выступавшая преимущественно в Вене (1857—1868), а также в Париже и Варшаве; гастролировала в пб. Большом театре в апреле 1866 г.

  161. «Жизель, или Виллисы» — балет в 2 действиях А. Сен-Жоржа, Т. Готье и Ж. Коралли, с музыкой А. Адама, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 28 июня 1841 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз, в постановке балетмейстера Ж. Перро, 18 декабря 1842 г. Сохранился в репертуаре ленинградского балета до наших дней как один из лучших образцов старинного романтического балета.

  162. Сальвнони, Вильгельмина — итальянская балерина середины XIX века; выступала в разных городах Италии и в Париже (1866 г.); в пб. Большом театре гастролировала в 1867—1868 гг.

  163. «Батманчики» или «маленькие батманы» (от французского глагола «battre» — бить) на ку-де-пье (дословно: шейка ноги, т. е. щиколодка) — танцевальный темп, при котором танцующий стоит на одной ноге, ударяя ее у щиколодки другой — разгибанием и сгибанием последней в колене.

  164. «Голубая георгина» — балет в 2 действиях М. Петипа, с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 12 апреля 1860 г.

  165. «Парижский рынок» — балет в 1 действии М. Петипа, с музыкой Ц. Пуни; шел в первый раз в пб. Большом театре 23 апреля 1859 г.

  166. Описываемый неудачный дебют М. С. Петипа в драме состоялся 27 января 1881 г.

  167. «Сатанилла, или Любовь и ад» — балет в 3 действиях и 7 картинах А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье, с музыкой Бенуа и Ребера, поставлен впервые, под названием «Влюбленный бес», в Париже, в театре Большой оперы, 23 сентября 1840 г.; в пб. Большом театре шел впервые, в постановке Ж. и М. Петипа, 10 февраля 1848 г.

  168. Адлерберг, граф Александр Владимирович (1818—1888) — министр императорского двора в 1872—1881 гг. Друг детства Александра II, сохранивший близость к нему в течение всей его жизни.

  169. «Жертвы Амуру, или Радость любви» — балет в 1 картине М. Петипа, с музыкой Л. Минкуса, поставлен впервые в парадном спектакле в Петергофе 22 июля 1886 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 25 ноября того же года.

  170. Лукашевич, Николай Алексеевич — заведующий гардеробной и декорационной частями дирекции театров и 1868—1879 г., а в 1879—1881 г. — одновременно начальник репертуарной части.

  171. Стефанская, Камилла — балерина варшавских правительственных театров; гастролировала в пб. Большом театре весной 1868 г.

  172. «Тщетная предосторожность или Лиза и Колен» («La fille mal gardée») — балет в 2 действиях и 3 картинах Доберваля, поставлен впервые в конце XVIII века в Бордо; в пб. Большом театре шел в первый раз с музыкой Герольда (не смешивать с Гертелем, автором музыки того же балета в берлинской редакции 60-х гг. XIX века в 1819 г.).

  173. Горшенкова, Марня Николаевна — солистка пб. балета в 1876—1884 гг., балерина — в 1884—1893 гг. В настоящее время проживает в ленингр. Доме ветеранов сцены.

  174. Никитина, Варвара Александровна — солистка пб. балета в 1877—1889 гг., балерина — в 1889—1893 гг.

  175. «Пахита» — балет в 2 действиях и 3 картинах П. Фуше и Ж. Мазилье, с музыкой Дельдевеза, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 1 апреля 1846 г.; в пб. Большом театре, в постановке балетмейстеров М. Петипа и Фредерика, шел в первый раз 26 сентября 1847 г. О возобновлении его в 3 действиях см. в гл. XI.

  176. Прихунова, Анна Ивановна — артистка пб. балета в 1849—1861 гг.

  177. Макарова, Александра Петровна — артистка пб. балета в 1848—1864 гг.

  178. Снеткова, Мария Александровна — артистка пб. балета в 1850—1859 гг.

  179. Кабриоль (от итальянского слова capra — коза) — темп классического танца, при котором танцующий, сделав прыжок вверх, подбрасывает в воздухе одну ногу, ударяя по ней снизу другой.

  180. Амосова, Анастасия Николаевна — артистка пб. балета в 1851—1861 гг.

  181. Амосова (Гуляева), Варвара Ивановна — артистка пб. балета в 1826—1863 гг.

  182. Шувалов, граф Петр Андреевич (1827—1889) — генерал, был управляющим III отделением Собственной его величества канцелярии, т. е. главным начальником полиции и жандармерии, послом в Лондоне и, в 1878 г., неудачным уполномоченным России на Берлинском конгрессе, на котором не сумел в интересах правительства воспользоваться успешным исходом русско-турецкой войны 1877—1878 гг.; один из махровых реакционеров своего времени.

  183. Лядов, Александр Николаевич (1818—1871) — капельмейстер балетного оркестра пб. Большого театра в 1847—1871 гг., родной брат капельмейстера оркестра русской онеры пб. Мариинского театра К. Н. Лядова (1820—1868), отца известного композитора А. К. Лядова 1855—1914).

  184. Яблочкин, Александр Александрович (1824—1895) — актер, режиссер, потом главный режиссер пб. Александрийского театра, где он служил в 1852—1874 г.; культивирование оперетты в этом театре относится к 1864—1874 гг.

  185. Девериа, Августина — французская актриса, выступавшая в пб. Михайловском театре в 1859—1869 гг. и особенно славившаяся исполнением заглавной партии в оперетте Оффенбаха «Прекрасная Елена», поставленной впервые в Петербурге на французском языке в сезоне 1866—1867 гг.

  186. «Пастух и пчелы» — хореграфическая идиллия А. Сен-Леона, с музыкой Ж. Галеви, шла в первый раз в пб. Большом театре 4 февраля 1869 г.

  187. Брошель, Мария Карловна — артистка пб. балета в 1863—1873 гг.

  188. Брошель, Александра Карповна (1844—1871) — выдающаяся артистка пб. Александрийского театра, на роли драматических героинь, 1864—1866 гг.

  189. Иогансон, Анна Христиановна-артистка пб. балета в 1878—1899 гг., изредка танцовавшая за балерину.

  190. Лапшина, Вера Ивановна — артистка пб. балета в 1853—1868 гг.

  191. Паркачева, Екатерина Алексеевна — артистка пб. балета в 1854—1871 гг.

  192. Фролова, Зинаида Васильевна — артистка пб. балета в 1878—1889 гг.

  193. «Волшебные пилюли» («Les pilules du diable») — феерия-балет в 3 действиях н 13 картинах (перевод с французского), возобновлен с новыми танцами соч. М. Петипа и новой музыкой Л. Минкуса в пб. Мариинском театре 9 февраля 1886 г.

  194. Петрова, София Викторовна — артистка пб. балета в 1878—1895 гг.

  195. Тальони, Мария (1809—1884) — знаменитая балерина первой половины XIX века, выступавшая в разных центрах Европы, преимущественно в Париже (1828—1837); гастролировала в пб. Большом театре в 1837—1842 гг. Создательница романтико-фантастического жанра в балете с «неземными», «прозрачными» танцами сильфид, наяд, дриад и т. п. мифологических персонажей.

  196. Эльслер, Фанни (1810—1884) — знаменитая австрийская балерина первой половины XIX века, выступавшая в разных центрах Европы и Америки, преимущественно в Париже (1834—1841); гастролировала в России в 1848—1851 гг., из них в пб. Большом театре в 1848—1849 гг. Особенно отличалась в пантомиме и характерной, национальной пляске.

  197. Гризи, Карлотта (1821—1899) — известная итальянская балерина середины XIX века, выступавшая в Париже (1841—1849), Лондоне, Брюсселе и Берлине; гастролировала в пб. Большом театре в 1850—1853 гг.

  198. Вестрис — фамилия двух знаменитых французских танцовщиков XVIII и XIX вв. — Гаэтано, прозванного «богом танца», и его сына Огюста, хореграфическое мастерство которых затмевало даже искусство современных им балерин.

  199. Гардель — два брата, известные танцовщики и балетмейстеры парижской Большой оперы: Максимилиан — XVIII в. и Пьер — конца XVIII и первой половины XIX в.

  200. Адажио в балете — первая часть классического танцовального дуэта или ансамблевого па; исполняется в медленном темпе, откуда произошло и его название (adagio — по итальянски медленно).

  201. Мальчугина (Иванова), Варвара Дмитриевна — артистка московского балета в 1873 г. и петербургского — в 1873—1892 гг

  202. Рубинштейн, Антон Григорьевич (1829—1894) — одни из величайших пианистов XIX века, выдающийся музыкальный деятель и плодовитый композитор.

  203. Отрывок из балета А. Рубинштейна «Виноградная лоза» шел в постановке балетмейстера М. Фокина в пб. Мариинском театре 8 апреля 1906 г.

  204. Павлова, Анна Павловна (1881—1931) — известная балерина. Состояла в пб. балетной труппе в 1899—1910 гг.; обосновавшись в Лондоне, гастролировала во главе собственной труппы в разных центрах Европы, Америки и даже Африки.

  205. Карсавина, Тамара Платоновна — балерина. Состояла в пб. балетной труппе 1904—1918 гг., ныне в белой эмиграции.

  206. «Дева Дуная» — балет в 2 действиях и 4 картинах К. Тальони, с музыкой А. Адама, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 21 сентября 1836 г; в пб. Большом театре шел в первый раз 30 декабря 1837 г.; о возобновлении его см. в гл. XI.

  207. Гердт, Елизавета Пииливна (р. 1890) — артистка пб. и лнгр. балета в 1908—1927 гг. После Великой пролетарской революции занимала положение Первой балерины лнгр. Ак. театра оперы и балета, ныне им. С. М. Кирова.

  208. Гринев, Аполлон Афанасьевич (1831—1883) — автор комедии @Каковы люди, таковы и дела", поставленной в пб. Александрийском театре в сезоне 1877—1878 гг.

  209. Похвиснев, Аркадий Николаевич (1816—1892) — автор ряда легких комедий и водевилей, шедших в пб. Александрийском театре во второй половине XIX века; газетный рецензент русской и французской драмы, а в особенности балета.

  210. Прокофьева, Александра Николаевна — артистка пб. балета в 1866—1870 гг. Описанный здесь несчастный случай произошел с ней 30 декабря 1870 г. на репетиции балета «Трильби».

  211. Кшесинская, Матильда Феликсовна (р. 1872) — артистка пб. балета в 1891—1904 гг., почти сразу же выдвинутая на положение балерины. Фаворитка последнего царя Николая II. Пользовалась своей близостью к царскому дому для оказании неограниченного влияния на жизнь пб. балета и упрочения своего сценического положения и артистической славы во вред искусству и другим артистам. После Февральской революции — в белой эмиграции.

  212. Кшесинский, Иосиф Феликсович — артист пб. балета в 1886—1905 гг.; был уволен из состава труппы в связи с его участием в деле отстаивания пб. балетными артистами, осенью 1905 г., своих профессиональных прав; вступил снова в труппу в 1914 г. и состоял в ней до 1928 г., получив после Великой пролетарской революции звание заслуженного артиста республики.

  213. Троицкий, Николай Петрович — артист пб. балета в 1857—1884 гг.

  214. Богданов, Николай Константинович — артист пб. балета в 1861—1882 гг.

  215. Волков, Николай Иванович — артист пб. балета в 1863—1884 гг.

  216. Легат, Густав Иванович — артист пб, балета в 1857—1869 гг. и моск. в 1869—1885 гг.

  217. Вторая позиция — одна из основных в классическом танце пяти позиций ног: ступни повернутые совершенно выворотно, находятся на одной линии, образуя между собой расстояние величиной в длину одной ступни.

  218. Граникен (Легат) Мария Семеновна — артистка пб. балета в 1864—1891 гг.

  219. Легат, Николай Густавович — артист-премьер пб. и ленинградского балета в 1888—1923 гг.; в 1905—1911 г. занимал должность балетмейстера, но поставленные им балеты «Кот в сапогах» и «Аленький цветочек» постиг провал; умер в белой эмиграции в 1937 г.

  220. Легат, Сергей Густавович — артист-премьер пб. балета в 1894—1905 гг. Кончил жизнь самоубийством в 1905 г.

  221. Штихлинг, Александр-Карл — артист пб. балета в 1863—1874 гг.

  222. Марсель. Иван Францевич — артист и впоследствии главный режиссер пб. балета, в котором он служил в 1838—1873 гг.

  223. Шишков, Матвей Андреевич (1832—1897) — художник-декоратор имп. пб. театров в 1849—1897 гг. и профессор декоративной живописи в Академии художеств.

  224. Бочаров, Михаил Ильич (1832—1895) — художник-декоратор имп. пб. театров в 1864—1895 гг.

  225. Андреев, Иван Петрович (1847—1896) — художник-декоратор имп. пб. театров в 1862—1896 гг.

  226. Папков, Алексей Дмитриевич — репетитор и капельмейстер оркестра московского балета в 1846—1862 гг. и капельмейстер оркестра пб. балета в 1862—1890 гг.

  227. Коитский, Аполлинарий (1823—1879) — скрипач; концертировал в разных городах Западной Европы, в Петербурге и Москве; солист придворного оркестра а оркестра пб. Большого театра в 1853—1861 гг.; потом директор музыкального института в Варшаве.

  228. Ауэр, Леопольд Семенович — известный скрипач; солист оркестра пб. балета в 1872—1906 гг.

  229. Галкин, Николай Владимирович (1850—1906) — скрипач и дирижер; солист оркестра пб. балета в 1877—1896 гг.

  230. Кистер, барон Карл Карлович (1821—1893) — заведующий имп. театрами в 1875—1881 гг. На театрах его деятельность отразилась самым отрицательным образом вследствие проводившейся им бессмысленной экономии в отношении русской драмы, оперы и балета одновременно с бессчетными расходами на французский театр, где главенствовала фаворитка Кистера, второстепенная актриса Дика-Пти, а также создания в театрах атмосферы безграничного протекционизма, наушничества и подхалимства.

  231. Юркевич, Петр Ильич (ум. 1884) — драматург, переводчик и театральный рецензент (псевдоним — П. Медведовский). В 60-х—70-х гг. XIX века занимал должность председателя Литературно-театрального комитета пб. Александрииского театра и, пользуясь своим положением, продвигал на сцену переведенные им с французского зачастую крайне низкосортные драмы и комедии.

  232. Линская, Юлия Николаевна (1821—1871) — выдающаяся артистка пб. Александрийского театра в 1841—1851 и 1854—1871 гг. Особенно отличалась в комических ролях бытового репертуара.

  233. Самойлов, Василий Васильевич (1813—1887) — знаменитый артист на первые характерные роли; служил в труппе б. Александрийского театра в 1834—1874 гг., отличался исключительным мастерством актерской техники.

  234. Пронский (Владимиров), Платон Петрович — артист пб. Александрийского театра в 1859—1875 гг. на роли аристократов. Служил образцом мод для петербургских франтов благодаря разнообразию и богатству своего актерского гардероба.

  235. Всеволожский, Иван Александрович (1835—1909) — директор имп. театров в 1881—189У гг. К театру и артистам относился с барственным покровительством аристократа-сановника. Из подведомственных ему театров предпочитал балет, для которого сам сочинял программы и рисовал костюмы, а также французский театр и очень неприязненно относился к русским пьесам из народного быта.

  236. Фролов, Александр Петрович (1819—1894) — управляющий пб. Театральным училищем в 1879—1887 гг. и пб. балетной труппой в 1881—1887 гг.

  237. Погожев, Владимир Петрович — управляющий пб. театральной конторой в 1882—1897 гг. и управляющий делами театральной дирекции и пб. театральной конторой в 1897—1900 гг.

  238. Андреянова, Елена Ивановна (1819—1857) — балерина пб. балета в 1838—1854 гг., фаворитка директора театров А. М. Гедеонова; гастролировала в Париже и Милане.

  239. «Роберт-Дьявол» — опера Дж. Мейербера. поставлена впервые в Париже, в театре Большой оперы, в 1831 г.; в Петербурге шла в первый раз в русской опере в 1834 г.. в итальянской — в 1848 г.

  240. Hодеи — итальянский певец; выступал в Петербурге, в итальянской опере, в 1853 г., а потом в 1873—1876 гг., когда пользовался выдающимся успехом благодаря своему замечательному тенору di forza (героическому тенору) и глубокому художественному чувству исполнения.

  241. Богданов, Александр Константинович — скрипач оркестра пб. Большого театра в 1857—1858 гг., капельмейстер московского балета в 1865—1866 гг. и петербургского в 1866—1879 гг.

  242. Пируэт — оборот танцующего на носках вокруг собственной оси.

  243. Pas d'àсtiоn — дословно «действенный танец», т. е. танцовальный номер, заменяющий мимическую сцену и служащий для развития действия балета.

  244. «Две звезды» — балет в 1 действии М. Петипа, с музыкой Ц. Пуни, шел в первый раз в пб. Большом театре 31 января 1871 г.

  245. Гербер, Юлий — репетитор московского балета в 70-х—80-X гг. XIX века.

  246. «Венецианский карнавал, или Испытание постоянства» — балет в 2 действиях Милона, с музыкой Персюи и Крейцера, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 22 февраля 1816 г. Для музыки этого балета композитор Крейцер, между прочим, использовал пьесу итальянского композитора XVIII века Чифолелло, называвшуюся по имени автора «Чифолеллой», а со времени постановки балета — «Венецианским карнавалом». Мотив ее приобрел чрезвычайно широкую популярность и долгое время служил музыкантам темой для всевозможных вариаций.

  247. Паганини, Никколо (1782—1840) — знаменитый скрипач-виртуоз и композитор первой половины XIX века; одни из первых мировых скрипачей.

  248. Ливри, Эмма — балерина парижского балета Большой оперы в 1858—1862 гг; умерла 6 ноября 1862 г. от ожогов, полученных на генеральной репетиции оперы Обера «Немая из Портичи» («Фенелла»), вследствие собственной неосторожности: она слишком приблизилась к газовому рожку, от которого вспыхнули ее тюники.

  249. Венцано, Луиджи (1815—1878) — итальянский композитор. Упоминаемый здесь его вальс («Valse de Venzano») был в свое время одной из излюбленных пьес во всей Европе и часто исполнялся как песенка певицами, преимущественно во 2 действии оперы Россини «Севильский цирюльник», в сцене урока пения.

  250. Патти, Аделина (1839—1919) — знаменитая итальянская певица, обладательница феноменального по силе и тембру колоратурного сопрано и исключительной вокализации; однако, при всем внешнем блеске, ее исполнение было лишено чувства и увлечения. Выступала в Америке, Лондоне, Париже и других западных центрах; в труппе итальянской оперы пб. Большого театра состояла в 1869—1877 гг.

  251. «Линда ди Шамуни» — опера Г. Доницетти, поставлена впервые в Вене, в театре Каринтийских ворот, в 1842 г.; в Петербурге шла впервые в итальянской опере, в Большом театре, в 1844 г.

  252. Элевация — термин классического танца, которым определяется способность делать прыжки вверх.

  253. Пируэт renversé (т. е. опрокинутый) — оборот на носках с запрокидыванием корпуса.

  254. Качуча — испанский народный танец с кастаньетами, в живом темпе.

  255. Канкан (от кан-кан — утиный крик) — французский танец с непристойными жестами и раскачиванием тела в подражание утиной походке.

  256. Джига — старинный итальянский танец в быстром темпе, перешедший потом во Францию и Англию.

  257. Балет «Царь Кандавл» был возобновлен в пб. Мариинском театре 24 ноября 1891 г. с итальянской балериной Карлоттой Брнанцей в партии царицы Низии.

  258. «Фенелла» («Немая из Портичи») — опера Д.-Ф. Обера, поставлена впервые в Париже, в театре Большой оперы, в 1828 г.; в Петербурге шла в первый раз в итальянской опере, в Большом театре, в 1847 г.

  259. Лукка, Паулина (1841—1908) — знаменитая итальянская певица (сопрано), отличавшаяся голосом замечательной красоты и превосходной сценической игрой. Имела в своем репертуаре до 60 разнообразных оперных партий. В пб. Большом театре выступала в 1871 и 1876 гг.

  260. Донадио — итальянская певица — сопрано с приятным, хотя и не сильным, голосом, прекрасной техникой исполнения, умной фразировкой и хорошей игрой. В пб. Большом театре выступала в 1876—1878 гг.

  261. Николини, Эрнесто — итальянский певец французского происхождения, тенор со свежим голосом и энергичной игрой. Второй муж знаменитой певицы А. Патти (см. выше, прим. 250), с которой пел на всех главных сценах Европы и Америки. В пб. Большом театре выступал в 1871—1874 и 1875—1877 гг.

  262. Мaзини, Анджело — известный итальянский певец-тенор исключительно богатых голосовых возможностей, позволявших ему исполнять самые разнородные партии. Гастролировал в Лондоне, Вене, Мадриде, Лиссабоне, Южной Америке, Варшаве и Москве. В пб. Большом театре выступал в 1876—1882 гг.

  263. Котоньи, Антонио — итальянский певец — баритон, прозванный «королем баритонов» за свой исключительный по красоте голос с прекрасными высокими нотами и отличную игру. Гастролировал в разных городах Италии, Франции, Англии, Испании и России. В пб. Большом театре выступал в 1872—1885 гг.

  264. Багоджиоло — итальянский певец — бас, выступавший в пб. Большом театре в 1868—1877 гг.

  265. Доре, Густав (1833—1883) — французский художник-иллюстратор и гравер. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте закончены им в 1868 г.

  266. Данте Алигиери (1265—1321) — величайший итальянский поэт. Особенно знаменит своей «Божественной комедией», поэтическим рассказом о видении человеком тайи загробного мира, как его понимали в средневековье.

  267. Адам, Адольф-Шарль (1803—1856) — французский композитор, автор ряда опер («Почтальон из Лонжюмо», «Король Ивето», «Нюрнбергская кукла», «Будь я король» и др.,) и нескольких балетов, из которых ему особенно удались «Жизель» и «Корсар». В 1841 г. выступал в Петербурге в качестве дирижера своих произведений.

  268. Тальони, Филипп — интернациональный балетмейстер 21-х—30-x гг. XIX века, отец знаменитой балерины М. Тальони (см. выше, прим. 195), благодаря которой приобрел широкую известность своими постановками. Особенно отличался в Париже, поставив в театре Большой оперы несколько балетов, из которых наибольший успех имели «Сильфида», «Восстание в серале» и «Дева Дуная».

  269. Лайнер, Иосиф-Франц Карл (1801—1843) — австрийский скрипач и композитор, особенно прославившийся своими вальсами, очень популярными в первой половине XIX века; он первый придал венскому вальсу ту широкую форму, в которой стало принятым его писать впоследствии.

  270. Эберс, Георг-Мориц (1837—1898) — немецкий писатель, египтолог и беллетрист, автор ряда ученых трудов по египтологии и романов из древнеегипетской жизни, как «Дочь египетского царя», «Невеста Нила», «Человек есмь» и др.

  271. «Сильвия, или Нимфа Дианы» — балет в 3 действиях и 5 картинах Ж. Барбье и Меранта, с музыкой Л. Делиба, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 14 июня 1876 г.

  272. «Пахита» была возобновлена в пб. Большом театре в виде балета в 3 действиях, с дополнением музыки Дельдевеза новыми номерами сочинения Л. Минкуса, 27 декабря 1881 г.

  273. Чистяков, Александр Дмитриевич — артист пб. балета в 1849—1884 гг.

  274. «Ночь и день» — балет в 1 действии М. Петипа, с музыкой Л. Минкуса, поставлен в парадном спектакле в московском Большом театре 18 мая 1883 г.

  275. Инцидент с брошенной на сцену к ногам балерины Андреяновой дохлой кошкой произошел в московском Большом театре 5 декабря 1848 г. и был вызван ревностью москвичей к успехам «своей» балерины Санковской, для которой пб. балерина Андреянова, гастролируя в Москве, являлась серьезной соперницей.

  276. Домерщиков, Платон Павлович — заведующий монтировочное частью пб. театральной конторы в 1882—1897 гг.

  277. Исключительный по размерам пожар московского Большого театра произошел 11 марта 1853 г.

  278. Сюжет оперы М. И. Глинки (1804—1857) «Жизнь за царя» (написана в 1836 г.) был построен на легенде о спасении в 1613 г. костромским крестьянином Сусаниным, ценой своей жизни, первого царя из дома Романовых Михаила от пленения ого поляками.

  279. Кочетова, Зоя Разумниковна (ум. 1892) — певица-сопрано, артистка московской оперы в 1881—1883 гг.

  280. Лебедева, Прасковья Прохоровна — балерина московского балета в 1857—1866 гг. и петербургского — в 1866—1867 гг.

  281. Собещанская, Анна Иосифовна (1842—1918) — балерина московского балета в 60-х—70-х гг. XIX века; фаворитка всесильного в Москве генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова (1810—1891).

  282. «Сон в летнюю ночь» — балет в 1 действии М. Петипа, с музыкой Ф. Мендельсона-Бартольди, поставлен впервые для парадного спектакля в Петергофе 14 июля 1876 г.; в пб. Большом театре шел в первый раз 23 сентября 1876 г. Для этого балета была использована музыка, написанная знаменитым немецким композитором Якобом-Людвигом-Феликсом Мендельсоном-Бартольди (1809—1847) к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

  283. Сан-Галли, Рита — итальянская балерина, стоявшая в 1872—1879 гг. во главе парижского балета.

  284. О несостоявшемся выступлении Е. О. Вазем в Париже упоминается с некоторыми отступлениями от настоящего рассказа и с указанием одною инициала балерины в т. III «Истории танцев» С. Н. Худекова (Пгр., 1915, стр. 321).

  285. «Ручей» — балет в 3 действиях Ньютера и А. Сен-Леона, с музыкой Л. Делиба и Л. Минкуса, поставлен впервые в Париже, в театре Большой оперы, 12 ноября 1866 г.

  286. Богран, Леонтина — балерина парижского балета в 1860—1870 гг.

  287. Юрьевская, княгиня Екатерина Михайловна (р. 1846), урожденная княжна Долгорукова — морганатическая (т. е. неофициальная, как лицо не царского рода) жена Александра II.

  288. Симская 2-я, Александра Ивановна — артистка пб. балета в 1872—1874 гг. Выступление ее за балерину в балете «Царь Каидавл» состоялось 21 октября 1873 г.

  289. Леонова, Дарья Михайловна (1829 1896) — певица-контральто, артистка драмы, потом — пб. русской оперы в 1851—1871 гг.

  290. Вильгельм I (1797—1888) — прусский король (1861—1888) и германский император (1871—1888), дед последнего германского императора Вильгельма II, родной брат жены Николая I, царицы Александры Федоровны. Приезжал в Россию в 1873 г.

  291. Бисмарк, Отто (1815—1898) — крупный государственный деятель Германии XIX века, фактический создатель Германской империи и ее долголетний канцлер; крайний реакционер.

  292. Григорович, Дмитрий Васильевич (1822—1899) — известный беллетрист второй половины XIX Века, писатель сентиментальио-гуманистического направления, один из зачинателей народнической литературы, отображавший в своих произведениях горькое житье крепостного крестьянства и городской бедноты.

  293. Минаев, Дмитрии Дмитриевич (1835—1889) — поэт, юморист и переводчик.

  294. Краевский, Андрей Александрович (1810—1889) — издатель газеты «Голос», пользовавшейся в 63-х—70-х гг. XIX века очень большим весом как либеральный передовой орган, служивший проведению в жизнь так называемых «великих реформ». Издатель журнала «Отечественные записки», которым руководили Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков и Г. З. Елисеев при ближайшем сотрудничестве Н. К. Михайловского и Гл. И. Успенского.

  295. Суворин, Алексей Сергеевич (1834—1912) — известный, буржуазный журналист, публицист и драматург: сначала умеренный либерал, потом — один из виднейших представителей реакционной публицистики и (с 1876 г.) издатель газеты «Новое время», рептильного органа, поддерживавшего политику царского правительства и пользовавшегося Негласными субсидиями от казны.

  296. Федоров, Михаил Павлович (1839—1900) — буржуазный журналист и драматург, а о 1870-х гг. до смерти ответственный редактор газеты «Новое время» (см. Прим. 295).

297 Пыляев, Михаил Иванович (1842—1902) — журналист-историк, автор печатавшихся в газете «Новое время» фельетонов о петербургской и московской старине, собранных затем в отдельные книги: «Старый Петербург» «Старая Москва», «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» и др.; ему же принадлежит книга «Драгоценные камни», сводка популярных минералогических н исторических сведений об этих камнях.

  1. Ушаков, Александр Павлович (псевдоним А. Павлович) (ум. 1875) — пб. балетный критик 60-х—70-х гг. XIX века

  2. Глаголева, Ольга Николаевна — артистка пб. балета в 1871—1888 гг.; жена А. П. Ди-Сеньи — главного режиссера пб. балета в 1885—1888 гг.

  3. Скальковский, Константин Аполлонович (1843—1906) — деятель по горному делу, буржуазный журналист по общественно-экономическим и бытовым вопросам и театральный критик; сотрудник газеты «Новое время» и автор ряда книг — сборников его журнальных статей.

  4. Безобразов, Николай Михайлович (1848—1912) — пб. театральный, особенно балетный критик конца XIX и начала XX века.

  5. Набоков, Дмитрий Николаевич (1827—1904) — министр юстиции в 1878—1885 гг.

  6. Рюмин, Иван Иванович (1837—1899) — управляющий пб. театральным училищем и пб. балетной труппой в 1887—1899 гг.

304 Ваганова, Агриппина Яковлевна — артистка пб. балета в 1897—19l7 гг. Танцовщица кордебалета, потом солистка и наконец балерина. После Великой пролетарской революции — народная артистка республики, художественный руководитель ленинградского балета и выдающаяся преподавательница классических танцев.

  1. Петипа, Любовь Мариусовна — артистка пб. балета в 1899—1900 гг.

  2. Скорсюк, Мария Сергеевна — артистка пб. балета в 1890—1900 гг.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2025 Проект Ивана Фёдорова