Опера Шебалина «Укрощение строптивой»

01.06.2011 в 21:27.

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ — комическая опера В. Шебалина в 4 д. (5 к.), либретто А. Гозенпуда по мотивам одноименной комедии У. Шекспира. Первые концертные исполнения были осуществлены в Москве силами Ансамбля советской оперы ВТО: в сопровождении фортепиано — в ЦДРИ 1 октября 1955 г., с оркестром — в Колонном зале дома Союзов 24 ноября 1956 г. Премьеры театральных постановок: Куйбышев, 25 мая 1957 г., под управлением С. Бергольца; Москва, филиал Большого театра, 6 августа 1957 г., под управлением 3. Халабалы (затем спектакль был перенесен на сцену Большого театра, где в основных партиях наряду с Г. Вишневской и Е. Кибкало выступали В. Валайтис, Г. Панков — Петруччио, Т. Милашкина — Катарина); Киев, 3 января 1959 г., под управлением В. Тольбы. Последующие постановки: Ленинград (Оперная студия консерватории); Новосибирск, Саратов, Алма-Ата, Таллинн, Рига, Братислава, Усти-на-Лабе, Прага, София.

Это одно из лучших произведений Шебалина, дающее гуманистическое воплощение темы: не грубое, физическое укрощение, а победа чувства любви — основная идея оперы. В ней, как и в комедии, столкнулись два сильных характера. Катарина защищает свое женское достоинство и надевает личину строптивой. Петруччио покорен ею с первого взгляда, но тем решительнее скрывает свое чувство. В опере нет победителей и побежденных. Любовь облагородила обоих антагонистов, достойных друг друга. В процессе действия раскрывается истинная натура Катарины, а также подлинное существо ее сестры Бьянки. Если Катарина притворялась строптивой, то Бьянка надевала маску кротости.

В работе над оперой комедия подверглась сокращению и переделке, так как композитор стремился сохранить верность духу, а не букве пьесы. Музыка привлекает щедрой мелодичностью, свежестью гармоний, яркостью оркестровых красок, богатством выразительных средств. Автор стремился выдвинуть на первый план лирику, тему всепобеждающей любви, а не буффонное начало. Оперу Шебалина вернее определить как лирико-комическую.

Комедия Шекспира вызвала к жизни несколько опер: «Укрощенная упрямица» В. Мартин-и-Солера (1795), «Укрощение строптивой» Г. Гётца, В. Джаннини (1950) и др. По ее мотивам американский композитор К. Портер на либретто Б. и С. Спивек сочинил мюзикл «Целуй меня, Кэт».

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова