Война многое изменила

Глава №32 книги «Артуро Тосканини. Великий маэстро»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Тосканини находился далеко от родины, за океаном, когда разразилась первая мировая война. Связанная договором о тройственном союзе с Австро-Венгрией и Германией, Италия долго выжидала, не присоединяясь ни к одной стороне, а потом, в мае 1915 года, неожиданно порвала с немцами и выступила на стороне Антанты (Англии, Франции и России).

Итальянская буржуазия надеялась развернуть широкую экспансию на Балканах. Но экономическая слабость страны, непопулярность войны среди рабочих и крестьян развеяли иллюзии: итальянские войска терпели одно поражение за другим.

Тосканини, охваченный патриотическим порывом, летом 1915 года возвратился в Италию. Ему предстояло отправиться в Европу на океанском лайнере "Лузитания", но в последний момент он решил пересесть на более скромное судно, на котором и благополучно пересёк океан. А "Лузитания" так и не дошла до европейских берегов. Её потопили немецкие подводные лодки, и почти никому из пассажиров и команды не удалось спастись. Только случай сохранил Тосканини жизнь.

Война многое изменила в планах дирижёра. Он предполагал осенью 1914 года поехать на гастроли в Россию, но до конца жизни так и не смог осуществить своё желание. В Италии театры закрывались один за другими. Для Тосканини наступил период относительного бездействия.

Хмурый, неразговорчивый, он запирался в своей комнате и упражнялся на виолончели. Вести с фронта приводили его в состояние депрессии. К тревоге за судьбу родины добавлялись переживания личного характера: его старший сын семнадцатилетний Вальтер ушёл добровольцем в действующую армию.

Однако Тосканини не мог долго сидеть сложа руки. Он старался помочь своей стране, чем только мог, охотно отзывался на просьбы дирижировать благотворительными спектаклями и концертами.

В 1915 году под открытым небом на "Арене" в Милане он провёл большой концерт в пользу Красного Креста. Зрителей собралось более 40 000. Оркестр в несколько сотен человек и двухтысячный хор собрали из безработных музыкантов. Вечер закончился Гимном Гарибальди:

Наш дом — вся Италия наша родная. Ступай, чужестранец, живи на Дунае. Не трогай ни хлеба, ни нив наших спелых, Сынов наших смелых не смей отнимать. Два моря и Альп вековые отроги –– Вот наша граница. Пускай же дороги Пробьют Апеннины, и встанет за нами, И встанет под знамя вся родина-мать. Долой, уходи из Италии нашей, Ступай, чужестранец, откуда пришёл!..

Слова эти подхватили все присутствующие. Тосканини дирижировал, повернувшись лицом к зрителям. Кто-то свернул в трубку газету и зажёг. Его примеру последовали другие. Над трибунами взметнулись тысячи огоньков.

Тосканини провёл также немало концертов в пользу раненых и всех, кого обездолила война. В миланском театре "Даль Верме" в 1915 году он безвозмездно дирижировал 42 спектаклями, сбор от которых целиком пошёл на благотворительные цели. Он собрал лучшие артистические силы, оказавшиеся в то время в Италии. В афишах значились имена Энрико Карузо, Розины Сторкьо, Клаудии Муцио, Алессандро Бончи, Доменико Боргезе, Тито Скипа и многих других.

В 1916 году Тосканини составил духовой оркестр и выехал на фронт. Он дирижировал непосредственно на передовых позициях. Нередко приходилось играть под огнём противника, но маэстро невозмутимо управлял оркестром, не обращая внимания на летящие пули и разрывы гранат.

В лондонской газете "Таймс" от 3 сентября 1917 года можно прочесть корреспонденцию с итальянского фронта:

«В то время, как шло ожесточённое сражение и огонь австрийцев был убийственным, Тосканини выдвинул свой оркестр на передний край, где под прикрытием огромного камня стал исполнять военную музыку. Он играл до тех пор, пока не получил известия, что итальянские войска приступом взяли вражеские траншеи».

Дирижёра наградили серебряной медалью "За военную доблесть".

В ноябре 1918 года Италия вышла из войны, но экономика её была угнетена, финансы истощены. Безработица охватила массы людей. Перед Тосканини встал вопрос, что же делать дальше. В течение трёх военных лет, выступая преимущественно в благотворительных концертах, он почти ничего не зарабатывал. Сбережения, накопленные в Америке, кончались. Контрактов никаких, а те, которые он предполагал заключить с театрами Лондона и Варшавы, отпадали один за другим. В Италии ангажементы стали редкостью.

11 февраля 1918 года Тосканини дирижировал в Милане симфонической поэмой Фонтаны Рима Отторино Респиги, который считался тогда в Италии вторым после Пуччини маэстро композиции.

«Тосканини попросил у Респиги какую-нибудь партитуру, — вспоминала жена композитора Эльза Респиги. — Не располагая ничем завершённым, кроме Фонтанов Рима, которые при первом исполнении в Риме с Антонио Гуарньери не имели никакого успеха, он всё же послал маэстро эту свою поэму, не надеясь на положительные результаты.

Респиги работа эта казалась совершенно неудачной. Он даже не хотел ехать в Милан на концерт. И вдруг приходит телеграмма от Рикорди, в которой сообщается об успехе исполнения поэмы. Издатель просит разрешения напечатать ноты... В ответном письме Респиги написал: "В руках Тосканини всё приобретает силу и яркость; он угадывает самые скрытые намерения композитора и раскрывает их всем"».

Дирижёр в полной мере сумел выявить изумительную красочность, свежесть гармоний и поэтичность музыкальных зарисовок пейзажей "вечного города".

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова